2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
Специфическими чертами китайской философии, связанными с особенностями культуры китайской цивилизации, являются:
1. Особая роль философии в социально-политической жизни. Философы в этот период нередко были министрами, послами, государственными чиновниками различного уровня. Поэтому для них характерна сосредоточенность на вопросах управления государством, этики, ритуала, политики.
2. Практицизм теоретических поисков. Философия должна способствовать самосовершенствованию человека и помогать управлению государством.
Ценнейшим источником древнекитайской философии является«Книга перемен», в которой представлена оригинальная система философских построений. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название книги).
Наиболее влиятельными философскими школами Древнего Китая являются даосизмиконфуцианство.
Основателем даосизмаявляетсяЛао-цзы(VI–V вв. до н. э.). В трактате «Дао дэ цзин» он пытается объяснить основы построения и существования мира и найти принципы жизни, которым должен следовать человек. К числу основных категорий даосизма относятся философские понятия «дао», «инь – ян».
Дао– это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее.Пара категорий «инь – ян» обозначает противоположные, циклически доминирующиево взаимодействии силы, начала Вселенной. Благодаря взаимодействию инь и ян, происходящему в любом объекте и явлении, в мире все находится в движении и изменении.
Этический идеал даосов ярко выражен в содержании принципа «у-вэй» – принципа «недеяния», который призывал к отказу от целенаправленной и преднамеренной активности по преобразованию мира, ведущей к нарушению естественного хода развития объектов и явлений. Несоблюдение всеобщего закона дао является причиной человеческих бед и несчастий. Принцип «недеяния», по мнению даосов, предполагает органичное вписывание, приспособление к естественному ритму жизни Космоса.
Конфуцианство– этико-политическое учение, основанноеКонфуцием, возникло на рубеже VI–V вв. до н. э. Идеал конфуцианства – сильное государство и процветающее общество. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране в свою очередь являлось, с точки зрения Конфуция, важнейшим условием сохранения космической гармонии – дао.
В связи с этим Конфуций основное внимание сосредоточивает на добродетелях, следуя которым люди могут жить в гармонии друг с другом и строить справедливое общество. Центральной добродетелью в его учении является жэнь– человеколюбие, которое проявляется в соблюдении «принципа взаимности» в отношениях к людям: «чего не желаешь себе, не делай другим». Конкретным воплощением жэнь являетсяли– благопристойность, следование ритуалу и этикету. Конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: почтительности к старшим и максимальном соответствии своему статусу.Для того, чтобы у людей различных сословий и выполняющих различныефункции установились достойные отношения, необходимо честное выполнение каждым своего семейного, профессионального, гражданского долга. Важной категорией конфуцианства являетсявэнь– воспитанность, образованность человека.
Жэнь, ли, вэнь – качества идеальной личности, именуемой благородным мужем. Все учение Конфуция направлено на разъяснение того, как стать благородным мужем. Благородному мужу противостоит низкий человек. Он думает о выгоде, склонен к раздорам, не умеет переносить трудности. Никто не предопределен быть благородным мужем или низким человеком. Все зависит от труда индивида над самим собой.
Учение Конфуция сыграло важную роль в объединении китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание