logo
Философия2178

2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Надежды просветителей на создание общества, основанного на идеалах Свободы, Равенства и Братства, довольно скоро развеялись. Вместо образцового «царства разума» почти все народы Европы в конце XVIII в. оказались втянуты в различные распри и войны. Провал просветительской программы переустройства общества на разумныхоснованиях обусловил постановку в философии вопроса о способностях и границах разума. Исследованием этого вопроса занимался основоположник немецкой классической философииИммануил Кант.

До Канта философы верили во всемогущество разума, в его способность тождественно-зеркально, исчерпывающим образом познавать мир. Кант в этом усомнился. Он считал, что между миром и нашим представлением о нем есть существенная, принципиальная разница, которая обусловлена спецификой познающего субъекта.

Процесс познания Кант представлял следующим образом. Объективно существующий мир воздействует на органы чувств человека и вызывает хаос ощущений. Этот хаос человек приводит в порядок, выстраивает из него целостное представление о мире благодаря врожденным способностям чувственного восприятия и осмысления чувственного опыта. Кант тем и отличается от представителей рационализма, что признает наличие у человека не врожденных идей, а врожденных способностей познания.

Кант полагал, что объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи философ называл феноменами– «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятиемноумен– «вещь в себе». Получается, что разум из воспринятого чувственного материала сначала конструирует картину мира, а потом ее и изучает, а не сам мир. Причем разница между реальным миром и картиной мира, образно говоря, такая же, как между конкретной местностью и ее картой.

Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разумав деле познания мира. Врожденные способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального разумного переустройства мира. Что же тогда остаетсяделать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения –категорическим императивом(всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.

В противоположность Канту, критически подошедшему к анализу возможностей разума, Георг Вильгельм Фридрих Гегельстремился восстановить пошатнувшуюся веру в разум как верховного законодателя во всех без исключения областях действительности. Он создал философскую систему, которая оправдывала несовершенную и выглядевшую неразумной действительность, примиряла человека с ней, внушала оптимистические надежды на будущее. В конце XVIII – начале XIX в. скорость протекания событий общественной жизни резко возросла. Гегель задался целью разглядеть за первоначально кажущимся хаосом быстротекущих событий единую логику развития, общие закономерности, которым подчиняются явления как материального мира (природы, общества), так и мышления.

По Гегелю, основой мира является духовная субстанция – Абсолютная идея (Мировой разум). Она хочет познать себя, что она такое. Для этого ей нужно узнать свои способности и возможности, проявляемые в деятельности. С целью самопознания Абсолютная идея сначала творит систему наиболее общих понятий, категорий, выражающих закономерности будущего мира (количество и качество, причина и следствие, свобода и необходимость и др.). Это своеобразный план мира, в соответствии с которым Абсолютная идея затем творит природу, потом человека и общество. В обществе появляется духовная культура (религия, искусство, наука, философия), посредством которой Абсолютная идея осмысливает историю развития мира, а по сути –историю саморазвития и приходит к самопознанию. Особой заслугой Гегеля является то, что, прослеживая историю развития Абсолютной идеи, он создаеттеорию диалектикикак стройную систему принципов, законов и категорий.

Гегель разработал оригинальную философскую концепцию истории. С определенного времени Абсолютная идея осуществляет саморазвитие через деятельность людей. В различные исторические периоды разные народы становятся носителями и выразителями замысла Абсолютной идеи, внося вклад в культурное развитие человечества. История начинается в Китае, эстафету разума подхватывает Индия, затем Персия, Ближний Восток, Египет, потом Греция, Рим и, наконец, Германия. Из философии истории Гегеля следует, что люди, народы не являются самостоятельными творцами истории, они всего лишь марионетки Абсолютной идеи, средство, материал для реализации ее замысла самопознания. И Абсолютная идея распоряжается этим материалом расточительно и беспощадно. Ценность человеческой жизни невысока, относительна, а абсолютную ценность, т. е. такую, которой все должно служить, имеет лишь идея. К сожалению, популярность этих идей Гегеля со временем привела к тому, что в СССР и других странах во имя идей социализма и коммунизма приносились в жертву жизни и судьбы миллионов людей. Философия Гегеля – это в полном смысле слова бесчеловечная философия, в которой нет места человеку.

В целом же философская система Гегеля оптимистична. Правящая миром разумная Абсолютная идея является гарантом его прогрессивного развития, несмотря на отдельные недостатки и несовершенства. «Все действительное разумно, все разумное действительно!» – утверждал Гегель.

Людвиг Фейербахявляется последним представителем классической немецкой философии. Он подверг критике идеалистическую философскуюсистему Гегеля. Однако, увлекаясь критикой Гегелевской философской системы, Фейербах не понял важности разработанной Гегелем диалектики как учения о поступательном развитии мира, общества и человека. Его собственная философия страдала односторонностью и абстрактностью, интересовавшие его объекты познания рассматривались им вне развития, как неизменные. Л. Фейербах называл свою философию «антропологическим материализмом», так как основой философских исследований должен быть человек и природа. Человек у него – природное (биологическое) существо, а связи между людьми носят природный, внеисторический (т. е. не изменяющийся в истории) характер.

Фейербах – материалист и атеист. Он старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии сотворил Бога. Философ вскрыл социально-психологические корни религии, рассмотрел историю религии различных народов, выступал с критикой религиозного сознания. Однако критика религии не означала попытку ее упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя. Учение Фейербаха о человеке очень актуально. Для него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, размышлений. Главное в жизни человека – любовь, дружба, преданность. Его критика деспотизма, невежества имела благотворное влияние на развитие мировой философской мысли.