logo
Философия2178

7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа

Человек является общественным существом, т. е. живущим в обществе и только в обществе реализующим свои врожденные задатки и способности. Чтобы стать полноправным членом общества, человек должен пройти процесс социализации.

Социализация– это процесс приобщения человека к определенной социальной среде, в ходе которого он овладевает необходимыми для жизни в обществе знаниями и навыками. Осуществление социализации может протекать как стихийно (например, в группах сверстников), так и целенаправленно, посредством тех или иных социальных институтов. К основным институтам социализации относятся семья, традиция, образование и СМИ.

Человек проявляет себя в обществе через деятельность и коммуникацию. Деятельность– это способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Причиной деятельности является необходимость удовлетворения потребностей. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, общество в целом. Объект деятельности может быть как материальным (например, земля, обрабатываемая крестьянином, одомашненное животное и др.), так и идеальным (образ, понятие, мысль). Объектом своей деятельности человек можетсделать и себя. Цель деятельности – идеальная модель того, чтодолжно быть. Способ деятельности – конкретные действия для достижения поставленной цели. Средства деятельности – материальные предметы и идеальные образы, используемые в процессе деятельности. Результат – это продукт деятельности. Он далеко не всегда совпадает с намеченной целью. Результат иногда может быть не только неожиданным, но и нежелательным.

Деятельность людей чрезвычайно разнообразна. Различают такие ее виды, как материально-предметная (труд), социально-историческая (преобразование общественной жизни), духовная деятельность (игра, учеба, творчество). Говорят также о конструктивной (созидательной) и деструктивной (разрушительной); продуктивной (производящей новые продукты) и репродуктивной (воспроизводящей и тиражирующей ранее созданные образцы) деятельности.

Коммуникация– это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия. В структуре коммуникативного акта выделяют наличие как минимум двух субъектов взаимодействия, тему (предмет) коммуникации – обсуждаемую ситуацию, цель коммуникации, сообщения-тексты и средства их трансляции. Виды коммуникации: автокоммуникация (диалог с самим собой); межличностная коммуникация (общение), осуществляемая не столько для получения информации, сколько для удовлетворения эмоционально-психологических потребностей в понимании, сопереживании и т. п.; публичная коммуникация, организуемая в целях непосредственного информирования группы людей; массовая коммуникация, опосредованная СМИ, организаторами которой являются различные социальные институты. В зависимости от используемых средств выделяют такие виды коммуникации, как аудиокоммуникация (доиндустриальные общества); видеокоммуникация (индустриальные общества, использование печатной продукции); синтетическая коммуникация (постиндустриальное общество, СМИ и Интернет).