logo
Философия2178

8.3. Структура и функции сознания

Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре ХХ в. стала предложенная З. Фрейдом трехслойная модель психики. Первый слой («Оно») представляет собой бессознательное начало психики, состоящее из врожденных инстинктов и неосознаваемых влечений, по большей части носящих аморальный характер. В процессе жизни над ним надстраивается «Я» – сознательная часть психики, пытающаяся взять под контроль «Оно». В результате усвоения норм поведения, принятых в обществе, формируется третий слой – «Сверх-Я», выполняющий функции совести, самокритики. «Я» оказывается под давлением противоположных требований, исходящих от «Оно» и «Сверх-Я», что приводит к возникновению психических расстройств. Ныне известно, что в бессознательной части психики хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. Фрейд был прав: сознание является лишь сравнительно тонким «верхним» слоем психики, возвышающимся над огромным массивом бессознательного.

В реальности сознание нельзя отделять от других структур психики, так как сознание организует работу различных психических механизмов. Сознание есть специфическое качество всей психики в целом. При таком подходе выделяют следующие элементы его структуры:

1. Чувственно-эмоциональный уровень. Отличается непосредственным характером отражения действительности, конкретностью, зависимостью от состояния органов чувств, поэтому он всегда имеет индивидуальный характер. Элементы этого уровня в основном носят неосознаваемый характер, незначительны.

2. Рационально-логический уровень. На этом уровне осуществляется познание сущностных характеристик предметов и явлений действительности методом логической обработки чувственных данных. Основным инструментом познания является интеллект (ум, мышление). Продуктивность мышления зависит не только от генетически заданных особенностей интеллекта, но и от эрудиции, компетенции,владения методами и навыками умственной работы. Ум – это не простоприродный дар, а результат усвоения культуры, овладения духовными ценностями, созданными человечеством. Результаты познания – знания – выражены в языковой форме. Рационально-логический уровень отличается максимальной осознанностью. Вместе с тем целый рядобщих знаний воспринимаются мышлением из культуры некритично.

3. Интуитивно-волевой уровень. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, т. е. без опоры на логику и язык.Воля– это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо», «я должен». Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь двух предыдущих уровней.

В реальном опыте сознания трудно разграничить его уровни, они функционируют как единая целостность. Динамика сознания, его восприятие времени описывается через состояния памяти,внимания,воображения, где в реальном фокусе настоящего (внимание) оказываются собранными как прошлые знания (память), так и целевое предвосхищение будущего (воображение).

Функции сознания следующие:

познавательная(получение знаний о действительности);

оценочная(сознание дает оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей);

регулятивная(на базе накопленных знаний и выстроенных иерархий ценностей сознание определяет цели деятельности, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении).

Выполняемые сознанием функции призваны решать задачу жизнеобеспечения человека. Однако сознание может и мешать выживанию. Сознание – это не только великий благостный дар человеку, выделившийего из природного мира, но и тяжелое бремя. Без него человек был бы счастливее, так как не знал бы душевных страданий. Не случайно, чтобы унять физическую или душевную боль, отключают на некотороевремя сознание с помощью медикаментов, наркотиков и т. д. Самоубийство – чисто человеческий акт. Животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Известно, что люди, попавшие в катастрофу, часто погибают не от травм, а от ужаса, сознание отключает у них спасительные автоматизмы организма. История полна примеров, когда именно сознание побуждает человека рисковать своейжизнью и здоровьем. Двойственная роль сознания показывает, что человеческаяжизнь не сводится к чисто биологическому существованию.