2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
Древнейшим памятником культуры Индии являются Веды– сборник текстов, в котором изложено мифологически-религиозное представление о мире, человеке, морали и т. д. Собственно философское мировоззрение раскрывается вУпанишадах, одной из частей Вед. Основанием мира признается безличностный мировой духБрахман, из которого происходит все. Бессмертная душа каждого человека после смерти тела неоднократно переселяется в другое тело до тех пор, пока она, достигнув совершенства, не сольется с мировым духом – Брахманом. Этот круговорот перерождений души обозначается термином«сансара». Высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и выход из колеса сансары –мокша. Цель человеческой жизни состоит в заботе о своем последующем перерождении, которое определяется законом кармы.Карма– это возмездие за все совершенное человеком, настигающее его в последующих жизнях. Воздаянием за неблаговидную жизнь может быть перерождение души в облике животного, растения. Поэтому важнымпонятием для индийской философии является понятие«ахимса», которое обозначает запрет на убийство всего живого, единство всехформ жизни на Земле.
Формирование философских школ напрямую зависело от отношения к ведической традиции и характера ее переосмысления. Выделяют ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед) школы. К первым относят школы миманса, веданта, йога и другие, ко вторым – джайнизм, буддизм и чарвака – локаята.
Буддизм– философско-религиозное учение, основателем которого являетсяСиддхартха Гаутама, получивший имяБудды(Просветленного). Учение Будды сосредоточено на земном страдании и избавлении от него. В основе этого вероучения лежат «четыре благородные истины»:
1. Жить – значит страдать. Все люди испытывают горе, старость, болезни и т. д. Счастье человека недолговечно.
2. Страдание проистекает от наших желаний. Причина страдания – непонимание истинной природы вещей, которых мы желаем. На самом деле все преходяще и изменчиво.
3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. Существует состояние, при котором отсутствуют страдания. Это нирвана– состояние полной невозмутимости, отвлечения от внешнего мира, а также от мира мыслей.
4. Существует путь достижения этого состояния. Только живя нравственнои аскетично, т. е. следуя Благородному Восьмеричному Пути, можно уничтожить желания, а следовательно, и страдания. Восьмеричный Путь включает следующие принципы:
·праведное понимание, т. е. умение преодолевать иллюзии;
·праведные мысли и побуждения, т. е. необходимо избавиться от эгоизма;
·праведные слова, т. е. надо остерегаться пустых разговоров, сплетен, брани;
·праведное действие, т. е. нравственное поведение и др.
Восьмеричный Путь– это путь самосовершенствования. Он ведет человека к освобождению от мирского страдания и обретению успокоения, к состоянию единства с космическим сознанием.
Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказала большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и Новейшего времени: Вольтера, Руссо, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Л. Толстого и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и для таких выдающихся политических и общественных деятелей, как М. Ганди, Дж. Неру и др.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание