5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
Диалектика– это философское учение о всеобщих связях бытия, о движении и развитии всего сущего.Кроме того, она является и способом (методом) философского мышления, с помощью которого окружающий человека мир воспринимается как единое, противоречивое и динамическое целое.
Диалектическая традиция является древней в философии. Она представлена во многих школах и учениях в виде различных исторических форм диалектики.
В Античности существовала наивная, стихийная диалектика, которая была результатом простого созерцания окружающего мира. Платон и Аристотель пытались понять природу и источники развития мира. Сократ пытался исследовать движение человеческого познания. Но основателем диалектической традиции считается Гераклит, который считал, что природа представляет непрерывный поток изменений, а мир есть процесс.
Диалектическая мысль существовала в средние века, но развивалась в основном как искусство спора. В Новое время диалектика развивалась под воздействием открытий, сделанных в естествознании. Но в силу господства в науке механики и математики в ХVII–ХVIII вв.преобладало метафизическое мышление. Правда, в ХVIII в. Ж. Кондорсеи Ф. Вольтером была выдвинута идея прогресса мировой истории.
Впервые в истории философии целостное диалектическое учение было разработано в немецкой классической философии. Это была вторая историческая форма диалектики – идеалистическая диалектика. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Г. Гегелю.
В ХIХ в. естествознание перешло к изучению связей и процессов, существующих между предметами и явлениями, что потребовало соответствующего философского метода. Благодаря творчеству Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина сформировалась третья историческая форма диалектики – материалистическая диалектика.
Диалектика представляет собой сложную систему принципов, законов и категорий. Основными принципами (исходными положениями) диалектики являются принцип развитияипринцип взаимосвязи. Всоответствии с этими принципами в диалектике утверждается следующее:
любые явления и предметы в мире подвержены качественным изменениям (развитию);
·все в мире взаимосвязано, что подчеркивает вся история развития мира, данные естественных и общественных наук.
В систему диалектики входят и ее основные законы:
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Выявляет внутреннийи внешний источники движения и развития, принцип самодвижения. Этот закон отвечает на вопрос «Что является источником развития?». Процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как основной силы развития. Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной действительности осуществляется путем раздвоения единого на противоположность и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер и проявляется в развитии природы, общества, в жизни индивида, в ходе человеческого мышления и познания.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон раскрывает механизм развития, отвечая на вопрос «Как оно(развитие) происходит?». Диалектика характеризует каждый предмет с точки зрения его свойств и в этих целях применяет понятия качества и количества. Свойство – это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношении к другим предметам. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу.Качествоимеет свою противоположность – категорию количества.Количество– это философская категория, которая определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. Чаще всего количественная определенность выражаетсячислом, которое позволяет охарактеризовать вещи, применить математические методы исследования.
Единство, взаимосвязь качества и количества измеряются мерой. Мера– это философская категория, которая определяет интервал количественных изменений, в границах которого основное качество остается прежним. Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступаетскачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок играет существенную роль в развитии, в истории предмета, так как в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое – старое, жизнь – смерть и т. д.).
3. Закон отрицания отрицания.Этот закон, опираясь на два других закона, выявляет направленность и тенденции развития. Данный закон отвечает на вопрос «Куда направлено развитие?». Особую познавательную роль в данном случае играет понятие «отрицание», под которым в диалектике понимается:
·Отрицание как простое уничтожение предмета под воздействием внешних факторов, конец развития. Данное отрицание представляет собой, по словам В. И. Ленина, «зряшное» отрицание, оно не содержит в себе ничего нового, прогрессивного.
·Отрицание как внутренний момент развития, в результате чего происходит преодоление старого новым, сохранение в старом всего самого положительного и жизнеспособного, что существовало впрошлом и что сохраняется для будущего. Следует отметить, что развитие,как восходящий процесс, возможно только при данном внутреннем (конструктивном) отрицании, т. е. при сохранении и синтезе всего.
В процессе развития оба эти отрицания взаимосвязаны, но главная роль принадлежит внутреннему отрицанию. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), обществе (смена способов производства, исторических эпох, поколений), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и т. д.).
Закон отрицания отрицания показывает, что развитие характеризуется единством поступательного и повторяющегося, т. е. имеет форму спирали. Развитие предстает как процесс, как бы повторяющий уже пройденные ступени, но на более высоком уровне.
Категории диалектики (неосновные законы диалектики):
1. Все предметы и процессы материального мира находятся в универсальных связях и отношениях между собой. При их взаимодействии наступает процесс их влияния и проникновения друг в друга, складываются причинно-следственные связи. Соотношение причиныиследствияпозволяет установить генетическую связь между явлениями, когда одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.
2. Для анализа закономерных связей бытия философия выработала понятия необходимостиислучайности.Необходимое – это то, что обязательно происходит при благоприятных условиях, это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи в мире.Случайность – это неустойчивые, необязательные связи, явления, процессы, это то, что может произойти, а может и не произойти. Случайное имеет под собой определенные основания и предпосылки, поэтому данная категория всегда рассматривается философией как форма проявления необходимости.
3. При исследовании развития предмета во времени философия пользуется такими категориями, как возможностьидействительность.Возможность– это то, что еще не стало реальностью, бытием, что имеется лишь в зародыше, как предпосылка.Действительность– это то, что прошло этап становления, что живет, действует, развивается. Всякая действительность есть результат заложенных изначально в нее возможностей и в потенциале содержит в себе новые возможности.
4. Для характеристики предмета как внутренне расчлененного, но вместе с тем структурно упорядоченного, философия выработала такие парные категории, как содержаниеиформа.Содержание– это единство всех элементов и внутренних связей, процессов и т. д. в развитии предмета.Формаесть организация содержания, способ его выражения и существования. Содержание всегда одно, а форма наполнения содержания разная.
5. Для исследования многообразия мира, выявления его неповторимости и сходства, для выяснения всеобщих свойств и законов философия использует категории единичногоиобщего. Подединичнымпонимается отдельный предмет, его индивидуальные характеристики. Общееобъединяет все предметы определенной системы.
6. При переходе познания окружающего мира на более высокий уровень отражения философия использует категории сущностииявления.Сущность– это внутренняя, устойчивая, чувственно не воспринимаемая сторона предметов и процессов. Сущность определяет, как функционирует, развивается вещь.Явление– это проявление сущность, нечто внешнее, что может быть познано человеком с помощью органов чувств.
7. С помощью категории частиицелогофилософия утверждает, что развивающееся явление представляет собой целостное взаимодействие его частей.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание