12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
В современном мире перед политической философией стоит не толькозадача выявления сущности разнообразных политическихфеноменов, но и задача придания политическому миру гуманистической ориентации. Успешное развитие общества возможно при условии, если надежнодействуют социальные регуляторы. В качестве социальных регуляторов выступают законы и нормы морали, законы и нормы права.
Мораль и политикакак сферы общества, специализирующиеся нарегуляции поведения, совпадают в своих главных общественных функциях. Политика, как и мораль, претендует на защиту общегоблага и социальной справедливости, хотя часто она далека от выполнения этих задач. По сути дела политика – специфическое дополнение морали, внешнее выражение и материализация механизмов нравственного самоконтроля. Например, характерную для морали функцию угрызений совести выполняет суд. Но, несмотря на это, политика имеет ряд отличий от морали:
1. Источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп. Непосредственным источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит человеку личной выгоды.
2. Нравственные законы носят абстрактно-нормативный характер. Требования политики всегда конкретны и облечены в форму закона, нарушение которого влечет за собой наказание.
3. Политика целесообразна, т. е. ориентирована на достижение определенных целей и результатов. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели.
4. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика носит групповой, коллективный характер.
5. Политика опирается на силу, использует принудительные санкции за невыполнение требований. Мораль же в принципе отвергает насилие, опираясь главным образом на совесть и т. д.
В политической философии можно выделить четыре главных подхода в решении проблемы взаимоотношения политики и морали.
Первый подход, морализаторский, господствовал с древних времен вплоть до Нового времени. Представители данного подхода полагали, что политика должна иметь высоконравственные цели (общее благо, справедливость и т. д.) и ни при каких обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность), используя при этом нравственно допустимые средства.
Сторонники второго подхода выдвинули идею автономности политики и морали. Они полагали, что политика и мораль не должны вмешиваться в сферы деятельности друг друга. Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности, политика – это область противоборства групповых интересов, она свободна от нравственности (Н. Макиавелли, В. И. Ленин и др.).
Третий подход утверждает: мораль и политика есть две непримиримые противоположности (М. А. Бакунин, Н. А. Бердяев и др.).Представители данного подхода рассматривают политику как насилие, зло, «грязное дело», присутствующее в жизни общества, но которое следует в будущем уничтожить.
Четвертый подход, компромиссный(М. Вебер), является доминирующим в современной политической философии. Этот подход исходит из признания необходимости влияния морали на политику, но учитывая специфику последней. Этика должна учитывать особенности политики, главная из которых – неизбежность применения насилия. М. Вебер утверждал, что в принципе не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к политическим, деловым, сексуальным, семейным и служебным отношениям.
Институциональное закрепление морали находит свое выражение, прежде всего, в нормах и законах права.
Право– система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства. Право имеет свои источники – законы, которые регулируют общественную жизнь людей писаными нормами права. В свое время Платон высказал пророческие слова о роли законов, подчеркнув их важность для стабильного существования государства.
Право выражается в официальной форме, его основными принципамиявляются демократизм, справедливость, равноправие, гуманизм. В праве выражается государственная политика, так как правовые нормы издаются государством.
В современных условиях важная роль отводится понятию правового государства, формирование которого возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Появление правового государства было обусловлено развитием гражданского общества. Исторически гражданское общество приходит на смену традиционному, основанному на сословно-иерархической системе отношений, в котором жестко регламентировались различные стороны жизни индивидов. Основой гражданского общества является свободный индивид, а предпосылкой его свободы является институт частной собственности,формирующий развитое гражданское самосознание.
Гражданское обществовключает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Когда говорят о правовом государстве, то имеют в виду, что в нем права и свободы человека не только провозглашены, но и защищены, охраняются государством, а само государство действует в «правовом поле», т. е. законно. Государство становится правовым именно потому, что оно попадает под власть права, связано правом. Государство вправе разрабатывать и принимать закон, но само, в свою очередь, обязано действовать в рамках этого закона. Более того, правовое государство подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. Исходя из этого можно утверждать, что правовое государство ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядком в государстве и защищенностью граждан. Для реализации этихпринципов разработаны механизмы, достаточно успешно работающие в современном политическом мире.
Для становления и развития правового государства и гражданского общества необходимо взаимодействие политики, права, морали и нравственности. Источниками морально-нравственного поведениямогут быть ценности христианской религии; нравственные идеалы философов-гуманистов; современные концепции, пропагандирующие отношениек человеку как к высшей ценности и этику ненасильственной борьбы за справедливое общество. При этом необходимо помнить, что не бывает идеальной власти и идеального государства. Человечество еще не придумало некую совершенную форму государственного устройства, которая была бы эффективна, справедлива,жизнеспособна, одинаково нравилась бы всем и выражала интересы всех социальных групп и одновременно соответствовала бы принципам защиты прав человека и свобод личности.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание