logo
Философия2178

3.4. Философия позитивизма

В XIX в. предметом критического осмысления становится сама философия. В классический период философия считалась «наукой наук», т. е. признавалось ее особое, главенствующее положение среди других наук. Против такой высокой оценки философии выступил позитивизм. Его родоначальником является французский философ Огюст Конт. Позитивизм прошел ряд стадий в своем развитии (первый этап – первый позитивизм; второй этап – эмпириокритицизм; третий этап – неопозитивизм; четвертый этап – постпозитивизм).

Позитивисты провозгласили лозунг: «Наука сама себе философия!», т. е. философия как отдельная наука, формирующая общее представление о мире, не нужна. По их мнению, философия не имеет своего особого предмета исследований, традиционные проблемы философии надуманные, представляют собой бесплодные и бессмысленные умствования с использованием мистических понятий («абсолютная идея», «мировой разум», «мировая воля» и т. д.). У философии нет строгого метода исследований, т. е. она не опирается на опыт, эксперименты, соответственно, ее идеи нельзя проверить. Поэтому философия не способна дать подлинное (позитивное) знание. Такое знание дают только специальные науки. Философии оставляется скромная роль «служанки науки»: разработка общего научного метода, осмысление связи наук, обобщение результатов исследований частных наук, анализ языка науки для устранения из него некорректных, двусмысленных и неточных понятий и рассуждений.

Слабым местом позитивизма является упрощенное понимание мира и познавательных способностей человека. Мир позитивистов беден, это только естественный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств. Сверхчувственного мира для них не существует, также как и необычных познавательных способностей человека. Они признают только те факты и утверждения, которые можно проверить опытным путем, требуют изгнания из науки всех понятий, которые не могут быть подтверждены опытом (субстанция, материя, смысл жизни и т. п.). Однако позитивисты столкнулись с той проблемой, что далеко не все законы и гипотезы специальных наук могут быть проверены на опыте. Но ведь наука не может от них отказаться. Постепенно признается, что абстрактные, непроверяемые высказывания имеют право на существование и в науке, и в философии. Линейка, микроскоп или математические формулы бесполезны, когда речь идет о добре и зле, смерти и бессмертии и других проблемах человеческой жизни. Поэтому вместо полного отказа от философии позитивизм стал понемногу допускать ее необходимость и признавать ее особое положение среди других наук. Постпозитивизм вообще переключился с критики философии на изучение истории и закономерностей развития науки.

Справедливости ради следует отметить, что хотя в марксизме и позитивизме также наблюдалось критическое отношение к классической философии, но в этих течениях философский рационализм не отвергается, а лишь подвергается пересмотру.