2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I–XV вв.), который непосредственносвязан с христианской религией. В Средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поискомистины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфическойчертой средневекового мышления былтеоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (греч. theos – бог). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствиемБиблии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековыемыслители придерживались ряда основных идей, учений.
Креационизм– учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог мыслится как бесконечный, всемогущий, абсолютно нематериальный и вместе с тем являющийся личностью. Бог – не только творец, но и гарант существования мира. Без Бога мир превратился бы в хаос.
Антропоцентризм– учение о человеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке ее к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться, ведя аскетический образ жизни.
Провиденциализм– учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, твердо веря в божественную мудрость и справедливость.
Эсхатология– учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мертвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнется райская жизнь.
Откровение– учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путем. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума. В позднем Средневековье появляется «теория двух истин», примиряющая веру и разум. Согласно ей, вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же – инструмент познания земного, естественного мира. Вместе вера и разум дают целостное представление о мире. Но приоритет все же принадлежит вере.
Основными этапами развития средневековой философии являются патристикаисхоластика.
Патристика– этап в истории философии, охватывающий период с I по VII в. Для патристики (от лат. patres – отцы) характерны разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви» – Августином Блаженным, Василием Великим и др.) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и др.
Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. В сочинении «О граде Божьем» Августин Блаженный развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Мир разделен на два града: град земной, т. е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь – единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.
Схоластика(от лат. schola – школа) – второй этап развития средневековой философии (VIII–XV вв.), на котором происходила разработка логического разъяснения и обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Представителями средневековой схоластики являлись П. Абеляр, У. Оккам и др. Самым авторитетным мыслителем этого периода былФома Аквинский. Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:
1. В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина – Бог.
2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель – Бог.
3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое – Бог.
4. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество – Бог.
5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель – Бог.
Для средневековой философии в Европе очень важной была полемика между реализмом иноминализмомпо вопросу о природе общих понятий (универсалий). Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают не только единичные предметы, но и общие понятия. Общие понятия (универсалии) существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Причем, общеекак нечто идеальное предшествует вещи (Альберт Великий, Фома Аквинский). Согласно же взглядам номиналистов, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей. Общие понятия (универсалии) – это звуки голоса (номинал). Отсюда название «номинализм» (П. Абеляр, У. Оккам и др.)
Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и Нового времени.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание