logo
Философия2178

2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре

Средневековая философия представляет собой длительный отрезок в истории европейской философии (I–XV вв.), который непосредственносвязан с христианской религией. В Средневековье философия играла роль служанки религии, так как занималась не свободным поискомистины, а толкованием и обоснованием христианского вероучения. Специфическойчертой средневекового мышления былтеоцентризм, согласно которому центром и началом всего существующего, главным объектом познания является Бог (греч. theos – бог). Отправной точкой философских размышлений была Библия, соответствиемБиблии проверялась и правильность философских идей, поэтому все средневековыемыслители придерживались ряда основных идей, учений.

Креационизм– учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей. Бог мыслится как бесконечный, всемогущий, абсолютно нематериальный и вместе с тем являющийся личностью. Бог – не только творец, но и гарант существования мира. Без Бога мир превратился бы в хаос.

Антропоцентризм– учение о человеке как «венце творения», центральном объекте мира, созданном по образу и подобию Божию. Несмотря на свой высокий статус, человек все же получал низкую оценку, считался слабым и греховным существом. Резко противопоставлялись душа и тело. Смысл жизни – в заботе о душе, подготовке ее к жизни вечной. Главная помеха на этом пути – тело и его потребности, с которыми надлежало бороться, ведя аскетический образ жизни.

Провиденциализм– учение о предопределении всего происходящего в мире божественной волей. Бог определяет обстоятельства жизни, оставляя за человеком свободу выбора поступка в данных им условиях. Человек должен мужественно и терпеливо сносить тяготы жизни, твердо веря в божественную мудрость и справедливость.

Эсхатология– учение о будущем человеческого общества. Представления о будущем человечества были пессимистические: будет конец света (Апокалипсис), Страшный Суд над всеми живыми и мертвыми, после которого праведники телесно воскреснут и на земле начнется райская жизнь.

Откровение– учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путем. Из этого следует, что истинные знания можно получить благодаря вере, а не разуму, вера выше разума. В позднем Средневековье появляется «теория двух истин», примиряющая веру и разум. Согласно ей, вера помогает понять сверхъестественную реальность, сущность Бога, его заповедей, разум же – инструмент познания земного, естественного мира. Вместе вера и разум дают целостное представление о мире. Но приоритет все же принадлежит вере.

Основными этапами развития средневековой философии являются патристикаисхоластика.

Патристика– этап в истории философии, охватывающий период с I по VII в. Для патристики (от лат. patres – отцы) характерны разработка первыми христианскими мыслителями (так называемыми «отцами-основателями церкви» – Августином Блаженным, Василием Великим и др.) христианской догматики и теологических учений. Главные проблемы патристики: сущность Бога и его тройственность, отношение веры и разума, происхождение зла в мире и др.

Крупнейшим представителем патристики был Августин Блаженный. Прогрессивным достижением философии Августина является признание в каждом человеке уникальной личности с ее моралью, ценностями, ответственностью перед людьми и Богом за свои поступки. В сочинении «О граде Божьем» Августин Блаженный развил христианскую концепцию всемирной истории, понимаемой как результат божественного предопределения. Мир разделен на два града: град земной, т. е. светский мир, и град Божий, который представлен на земле христианской церковью. Церковь – единственное, что способно помочь людям победить грех и объединить мир.

Схоластика(от лат. schola – школа) – второй этап развития средневековой философии (VIII–XV вв.), на котором происходила разработка логического разъяснения и обоснования принятых на этапе патристики догматов религии. Представителями средневековой схоластики являлись П. Абеляр, У. Оккам и др. Самым авторитетным мыслителем этого периода былФома Аквинский. Он систематизировал теологические учения и разработал целостное учение – томизм (от лат. Thomas – Фома), ставшее официальной доктриной католицизма. Известность приобрели предложенные Фомой Аквинским пять доказательств существования Бога, которыми пользуется и современная католическая церковь:

1. В мире все имеет свою причину, следовательно, существует и первопричина – Бог.

2. Все в мире движется, из чего можно заключить, что существует перводвигатель – Бог.

3. Все конечные вещи случайны (их могло не быть), следовательно, должно быть нечто необходимое – Бог.

4. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно быть высшее качество – Бог.

5. Все в мире целесообразно устроено, поэтому должен существовать и сам разумный устроитель – Бог.

Для средневековой философии в Европе очень важной была полемика между реализмом иноминализмомпо вопросу о природе общих понятий (универсалий). Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают не только единичные предметы, но и общие понятия. Общие понятия (универсалии) существуют реально. Отсюда и термин «реализм». Причем, общеекак нечто идеальное предшествует вещи (Альберт Великий, Фома Аквинский). Согласно же взглядам номиналистов, общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей. Общие понятия (универсалии) – это звуки голоса (номинал). Отсюда название «номинализм» (П. Абеляр, У. Оккам и др.)

Несмотря на сильное влияние церкви, период Средневековья нельзя считать периодом застоя философской мысли. Он стал связующим звеном между античной философией, философией эпохи Возрождения и Нового времени.