2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
Философия Нового времени зарождается в XVII в. в наиболее развитых странах Западной Европы – Англии и Франции. В этот период происходит становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Меняется роль науки в обществе, ее авторитет резко возрастает. Если в античности наука в основном служила средством удовлетворения любознательности, в Средневековье она практически не развивалась, то в Новое время от нее стали ожидать принесения практической пользы, увеличения власти человека над природой. Наука из служанки богословия превращается в производительнуюсилу. Изменившееся отношение к науке выразил английский философФрэнсис Бэконв известном афоризме: «Знание – сила».
Вследствие повысившегося авторитета науки в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философов начинают интересовать вопросы о том, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум, каким научным методом нужно пользоваться, чтобы получить истинные знания. При ответе на эти вопросы возникли такие философские учения, как эмпиризмирационализм.
Эмпиризм (греч. empiria – опыт) – это философское учение, считающеечувственный опыт человека исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям, суевериям, стереотипам мышления. Эмпирики акцентировали внимание на более надежных, по их мнению, – экспериментальных методах исследования природы. Полученный в результате опытов и экспериментов материал подлежал обработке методом индукции (от частных фактов – к общим выводам). Считалось, что разум только упорядочивает, классифицирует чувственный опыт, ничего нового не добавляя к нему.
Рационализм(лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский ученый, философРене Декарт. Декарт полагал, что истина не может быть получена из опыта, на основе чувственного познания, так как оно часто ошибается и обманывает человека. Истина может быть выведена только из разума. Разуму можно доверять в большей мере, чем органам чувств, потому что разуму присущи врожденные, доопытные идеи, основываясь на которых люди должны построить систему философских и научных знаний, пользуясь дедуктивным методом (умозаключения делаются от общего к частному).
В поисках таких врожденных идей, истинность которых была бы самоочевидна и которые не нуждались бы в доказательствах, Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненно лишь существование мыслящего Я. «Я мыслю, следовательно, существую», – утверждает философ и тем самым признает разум источником и главным средством познания.
Эмпиризм и рационализм оказали большое влияние на развитие научного познания. Разумеется, наука не могла принять предлагаемый каждым из них метод в качестве единственного. Чувственное и рациональное познание, индукция и дедукция не противостоят, а дополняют друг друга.
Представители эмпиризма и рационализма резко критиковалисредневековую схоластику как знание, основанием которого являются сомнительные конструкции из догматов и авторитетных мнений. Они противопоставляли ему знание, основанное на опыте и разуме. Благодаря их усилиям разум начинает возвышаться над верой, философия – над религией, что привело к большим изменениям в общественной жизни, в том числе и в философии.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание