logo
Философия2178

2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре

Философия Нового времени зарождается в XVII в. в наиболее развитых странах Западной Европы – Англии и Франции. В этот период происходит становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Меняется роль науки в обществе, ее авторитет резко возрастает. Если в античности наука в основном служила средством удовлетворения любознательности, в Средневековье она практически не развивалась, то в Новое время от нее стали ожидать принесения практической пользы, увеличения власти человека над природой. Наука из служанки богословия превращается в производительнуюсилу. Изменившееся отношение к науке выразил английский философФрэнсис Бэконв известном афоризме: «Знание – сила».

Вследствие повысившегося авторитета науки в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философов начинают интересовать вопросы о том, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум, каким научным методом нужно пользоваться, чтобы получить истинные знания. При ответе на эти вопросы возникли такие философские учения, как эмпиризмирационализм.

Эмпиризм (греч. empiria – опыт) – это философское учение, считающеечувственный опыт человека исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям, суевериям, стереотипам мышления. Эмпирики акцентировали внимание на более надежных, по их мнению, – экспериментальных методах исследования природы. Полученный в результате опытов и экспериментов материал подлежал обработке методом индукции (от частных фактов – к общим выводам). Считалось, что разум только упорядочивает, классифицирует чувственный опыт, ничего нового не добавляя к нему.

Рационализм(лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальником рационализма является французский ученый, философРене Декарт. Декарт полагал, что истина не может быть получена из опыта, на основе чувственного познания, так как оно часто ошибается и обманывает человека. Истина может быть выведена только из разума. Разуму можно доверять в большей мере, чем органам чувств, потому что разуму присущи врожденные, доопытные идеи, основываясь на которых люди должны построить систему философских и научных знаний, пользуясь дедуктивным методом (умозаключения делаются от общего к частному).

В поисках таких врожденных идей, истинность которых была бы самоочевидна и которые не нуждались бы в доказательствах, Декарт последовательно подвергает сомнению все утверждения. Сомнительно существование Бога, мира и даже собственного тела. Несомненно лишь существование мыслящего Я. «Я мыслю, следовательно, существую», – утверждает философ и тем самым признает разум источником и главным средством познания.

Эмпиризм и рационализм оказали большое влияние на развитие научного познания. Разумеется, наука не могла принять предлагаемый каждым из них метод в качестве единственного. Чувственное и рациональное познание, индукция и дедукция не противостоят, а дополняют друг друга.

Представители эмпиризма и рационализма резко критиковалисредневековую схоластику как знание, основанием которого являются сомнительные конструкции из догматов и авторитетных мнений. Они противопоставляли ему знание, основанное на опыте и разуме. Благодаря их усилиям разум начинает возвышаться над верой, философия – над религией, что привело к большим изменениям в общественной жизни, в том числе и в философии.