Словарь терминов
Агностицизм – учение (или убеждение, установка), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания сущности вещей и процессов, но при этом они не отрицали сам факт существования познания.
Антропосоциогенез– длительный процесс одновременного становления человека и общества.
Антропоцентризм – исторический тип философского мировоззрения, сформировавшийся в эпоху Возрождения, согласно которому в центре внимания философии стоит не Космос и не Бог, а живой, деятельный, стремящийся к свободе Человек.
Биосфера(греч. bios – жизнь, sphaire – шар) – сфера жизни. Под биосферой понимают оболочку Земли, занятую совокупностью живых организмов с продуктами их жизнедеятельности.
Брахма(санскрит.) – 1) духовное начало, бестелесное первоначало и первооснова бытия в древнеиндийской мифологии и философии; 2) Бог-творец и правитель мира.
Власть– реальная способность индивида или группы людей осуществлять свою волю, влиять на других людей для реализации своих интересов, опираясь на соответствующие институты общества, законы, идеи, авторитет и иные ресурсы.
Воображение– способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся.
Волюнтаризм– 1) направление в философии, считающее волю первоначалом и правящей миром силой; 2) социально-политическая практика, не считающаяся с объективными законами исторического процесса и руководствующаяся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц.
Воля– это способность постановки цели и концентрации усилий на ее достижении, исходя из соображений «надо», «я должен».
Восприятие – целостный образ предмета, непосредственно данныйв живом, непосредственном созерцании.
Время– форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем.
Гендер– сложившиеся в обществе представления о нормах поведения людей соответственно половой принадлежности.
Герменевтика– искусство и теория истолкования текстов, существующая в философии и гуманитарных науках.
Гуманизм– идейное течение эпохи Возрождения, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье.
Гносеология(греч. gnosis – знание, logos – понятие, учение) – философское учение о путях, способах и формах познания человеком окружающего мира.
Гносеологический оптимизм– учение, представители которого утверждают, что мир познаваем, а человек в процессе своей познавательной деятельности в состоянии раскрыть сущность изучаемых явлений и вещей.
Дао (кит. «путь») – безличный мировой закон, которому людидолжны подчиниться и следовать в своей повседневной жизни.
Деизм– тип философского мировоззрения, допускающий существование Бога, который якобы после сотворения им мира уже не вмешивается в его дальнейшее развитие.
Демократия(греч.demos– народ иkratos– власть) – способ общественно-политического устройства, когда всем гражданам и социальным группам созданы равные правовые возможности для заявления и реализации своих интересов.
Деятельность – способность человека к активному, целенаправленномупреобразованию объективной действительности и самого себя.
Диалектика– 1) философское учение о всеобщих связях бытия, одвижении и развитии всего сущего; 2) метод философского мышления.
Дуализм– философское учение, считающее, что в основе мира лежат два равноправных и невыводимых друг из друга первоначала – материальное и идеальное.
Дух– способность человека воспринимать ценности неутилитарного характера (этические, эстетические, религиозные и др.) и потребность в них.
Духовная культура– культура, ориентированная на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей.
Душа – духовная составляющая человека в противоположностьтелу – материальной составляющей, внутренний мир человека, возникающий как реакция на воздействие внешнего мира.
Заблуждение– форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека.
Западничество – философское течение в русской философии ХIХ в.,активно выступавшее за европеизацию России, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по капиталистическому пути.
Идеализм– философское учение, считающее основой мира идеальное (в смысле – духовное, нематериальное) начало.
Идеология – консолидирующая система идей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, моральных норм, определяющих, направляющих социальную активность различных социальных групп.
Интеллект (мышление, рассудок, ум)– способность познавать существенные свойства и отношения объектов действительности, прогнозировать события, целесообразно действовать.
Интуиция– способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, т. е. без опоры на логику и язык.
Иррационализм– философское учение, основанное на вере в алогичное устройство мира и невозможность его познания разумом.
Искусственный интеллект– система созданных людьми средств (компьютерных), воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.
Искусство– сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений.
Истина– совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью (классическая концепция истины).
Карма(санскрит.) – нравственный закон воздаяния за прошлые деяния человека.
Класс– большая группа людей, различающаяся по своему месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Креационизм– учение о том, что все существующее сотворено Богом из ничего одной лишь его волей.
Коммунизм– предполагаемый этап развития общества, который будет характеризоваться общественной собственностью на основные средства производства и высоким уровнем развития материального и духовного производства.
Коммуникация– процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.
Контркультура– культура, находящаяся в конфликте с доминирующей культурой.
Коэволюция– совместное (партнерское) существование человека и природы, равенство всех форм жизни на планете и равновесие в системе «общество – природа».
Культура– система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения.
Ложь – преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.
Маргинальная культура– культура промежуточных, пограничных социальных слоев.
Маргинальные слои– группы людей, по ряду причин выбитые из привычного для них образа жизни (беженцы, эмигранты и т. д.).
Массовая культура– современная культура, рассчитанная на массового, не слишком взыскательного потребителя.
Материализм– это философское учение, считающее основой мира материальное начало.
Материальная культура– культура, ориентированная на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей.
Материя– объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Мировоззрение– система взглядов на мир и место человека в нем, на основе чего формируется отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
Метафизика– 1) философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, человека и культуры; 2) философский стиль мышления.
Механицизм– тип исторического философского мировоззрения, господствовавший в ХVII– ХVIII вв., согласно которому мир и человек – сложные машины, устроенные и существующие по законам механики.
Монизм – философское учение, которое признает одну субстанцию (материальную или идеальную) в качестве первоначала мира.
Мораль(нравственность) – система ценностей и норм поведения и общения людей, принятых в обществе.
Неклассическая философия– тип философствования, сформировавшийся во второй половине XIX – начале XX в., главным признаком которого является иррационализм.
Наука– специфическая сфера деятельности человека, где целью и результатом является система достоверных и объективных знаний о природе,обществеи человеке.
Нирвана (санскрит. «угасание», «покой», «тушение огня») – в буддизме состояние полной невозмутимости и блаженства, конечнаяцель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот и стремлений.
Ноосфера(сфера разума) – качественно новое состояние биосферы, результат деятельности человека, плод его знаний и труда.
Общество– часть материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею.
Онтологизм– тип мировоззрения характерный для эпохи Античности, ориентирующий философское мышление на постижение сущности и устройства мира.
Онтология(греч. ontos – сущее и logos – учение) – учение о бытии, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия.
Откровение– учение о том, что человек в особом психическом состоянии выходит на контакт с Богом, и Бог открывает ему такие знания об устройстве мира, судьбах людей, которые невозможно получить обычным путем.
Отражение – способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов.
Пантеизм– философское направление, возникшее в эпоху Возрождения, согласно которому Бог растворен в окружающей природе, во всех ее вещах и процессах.
Патристика(учение «отцов церкви», I–VII вв.) – этап в историисредневековой философии, в котором были сформулированы основныехристианские догматы и заложены основы религиозной философии.
Политика– деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Право– система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства.
Природа– 1) мир в целом, все существующее; 2) внутренняя сущность вещей; 3) естественная среда обитания человека.
Природачеловека– совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку разумному во все времена и в любом обществе и выражающих специфику человека как живого существа.
Провиденциализм– учение, согласно которому воля и замысел Божий имеет место в истории общества и жизни каждого человека.
Пространство– форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.
Психика– это форма отражения окружающей среды и взаимодействия с ней посредством органов чувств, процессов восприятия, памяти, внимания, мышления.
Позитивизм– философское направление, основанное на принципе, что все подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Постмодернизм– современный тип философствования, противопоставляющий себя как классической, так и неклассической философии, т. е. постнеклассическая философия.
Право– система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства.
Практика– деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей.
Развитие– упорядоченное, закономерное и необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.
Разум– одухотворенное сознание, единство сознания и духа, максимальная реализация человеческих потенций.
Рационализм(лат. ratio – разум) – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания.
Революция– качественное, резкое изменение всех сторон общественной жизни.
Религия– система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественные силы и сущности.
Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либостороны общественной жизни, при котором сохраняются основы существующей социальной структуры.
Самосознание(рефлексия) – способность мыслящего субъекта превращать самого себя в объект познания.
Сансара(санскрит.) – в буддизме и индуизме идея вечного круговорота жизни.
Свобода– отсутствие принуждения, возможность действовать по своей воле.
Синергетика– учение о процессах самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах.
Славянофильство– философско-религиозное течение в русской философии ХIХ в., опиравшееся на идеи самобытности России, ее исторического и культурного своеобразия.
Соборность(собирание) – соединение всех сил общества ради общего дела и на основе веры в Бога.
Сословие– группа людей, имеющих четко определенное социальное и юридическое положение в обществе.
София– вечно женственная, божественная душа мира, духовный источник мироздания, связывающая воедино Творца и его творения, мир и человечество.
Система– упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой.
Сознание – способность направлять свое внимание на объектыдействительности с целью их познания и одновременно понимание того, почему человек об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-то цель в его мыслительном внимании к данному объекту и т. д.
Социализация– процесс приобщения человека к определенной социальной среде, в ходе которого он овладевает необходимыми для жизни в обществе знаниями и навыками.
Социальнаястратификация– естественное разделение общества на слои, которые образуют определенную иерархию.
Социальнаяфилософия– всеобщая теория общественной жизни, ее основ и важнейших форм проявления.
Средства познания– познавательные способности, данные человеку от природы (ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение) и материально-технические средства, созданные человеком.
Субкультура– часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее.
Субстанция(лат. substantia – первооснова, сущность) – некая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений.
Сущность человека– определяющая, главенствующая черта человека.
Схоластика («школьная философия») – второй этап развития средневековой философии (VIII–XV вв.), на котором происходиларазработка логического разъяснения и обоснования принятых на этапе патристики догматов религии.
Теоцентризм– исторический тип мировоззрения, господствующий в эпоху Средневековья, основанный на признании Бога источником и основой всего существующего, сверхъестественной и всемогущей силой.
Техника (от греч. techne – искусство, мастерство) – 1) совокупностьтехнических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем; 2) совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств; 3) совокупность технических знаний, а также само производство этих знаний; 4) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерство.
Убеждение– твердая уверенность человека в истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции.
Человек– разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения.
Фатализм– вера в предопределенность судьбы богами или некими высшими силами.
Феминизм– движение женщин против дискриминации по признаку пола.
Философскаяантропология– раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия.
Философия – исторически изменяющаяся системафундаментальных знаний о бытии, познании, человеке, отношении человека к миру.
Ценности (духовные)– идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы, процессы и явления мира как положительные или отрицательные для них (добро и зло, прекрасноеи безобразноеи т. д.).
Эволюция– сравнительно плавные, количественные, постепенные преобразования отдельных сторон общественной жизни.
Экзистенциализм– иррационалистическое направление философии, стремящееся постигнуть субъективное переживание человеком своего «бытия в мире» –экзистенцию.
Элитарная культура– культура, создателями и потребителями которой является высокообразованная часть общества, профессионально занимающаяся производством культурных продуктов.
Эмпиризм(греч. empiria – опыт) – философское учение, согласно которому источником достоверного знания о мире являются ощущения, чувственный опыт человека.
Эстетика– философская наука о прекрасном, изучающая эстетическое отношение человека к миру и искусство как сферу художественной деятельности людей.
Эсхатология– религиозное «учение о конце света», входящее составной частью во многие религии; особенно большое развитие получило в иудаизме и христианстве.
Этика– философская наука, изучающая мораль как общественное явление, форму духовной культуры.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание