2.6. Характерные черты философии Возрождения
Эпоха между Средневековьем и Новым временем носит название Возрождения (или Ренессанса). В этот период (ХV–XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.
Философию этого времени отличают ярко выраженные антропоцентризм игуманизм. Главным объектом исследования становится не Бог, а человек, его судьба, место в мире. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Гуманизм эпохи Возрождения значительно изменил представление о человеке. Человек начинает считаться сильным, талантливым, подлинным хозяином своей судьбы, способным без помощи Бога добиться поставленных целей. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает ценитьсяне меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамскийи др.
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания является пантеизм – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Природа так же вечна, несотворима и неуничтожима, как и Бог. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего (минимума) и наибольшего (максимума), единичного и множественного. Идея о совмещении противоположностей сделала Николая Кузанского одним из родоначальников новоевропейской диалектики и подготовила революцию Коперника в астрономии.
Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему. Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.
Философские аспекты теории Н. Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселеннойбесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которыемогут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжен на костре.
Изменившееся представление о человеке породило веру в возможность построения справедливого и благополучного общества, что нашло отражение в утопических теориях. Утопия (от греч. u– нет иtopos– место, т. е. место, которого нет) – это проект совершенного общества. Наибольшую известность получили «Утопия»Томаса Мораи «Город Солнца»Томмазо Кампанеллы. Утописты считали причиной всех общественных проблем частную собственность. В их проектах частная собственность заменена общественной. Целью жизни жителей утопий является максимальное развитие своих физических и духовных способностей, а не накопление и потребление материальных благ, как в обычном обществе. В совершенном обществе кардинально изменится человеческая природа: люди будут руководствоваться в жизни моральными нормами, а не законами.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание