logo
Философия2178

2.6. Характерные черты философии Возрождения

Эпоха между Средневековьем и Новым временем носит название Возрождения (или Ренессанса). В этот период (ХV–XVI вв.) на фоне распада феодальных отношений в Западной Европе во всех областях культурной и общественной жизни происходят процессы освобождения от диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, возникают новые научные дисциплины (анатомия, физиология и др.), появляются первые печатные книги, происходит расцвет искусства.

Философию этого времени отличают ярко выраженные антропоцентризм игуманизм. Главным объектом исследования становится не Бог, а человек, его судьба, место в мире. Гуманизм – это идейное течение, признающее ценность и значимость человеческой личности, право человека на творчество, свободу и счастье. Гуманизм эпохи Возрождения значительно изменил представление о человеке. Человек начинает считаться сильным, талантливым, подлинным хозяином своей судьбы, способным без помощи Бога добиться поставленных целей. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными, земная жизнь со всеми ее благами начинает ценитьсяне меньше небесной. Видные представители гуманизма – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Эразм Роттердамскийи др.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания является пантеизм – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и природу, растворяющее Бога в природе. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих идее о сотворении мира Богом из ничего. Природа так же вечна, несотворима и неуничтожима, как и Бог. Первым пантеистическим философом эпохи Возрождения исследователи считают Николая Кузанского. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. В Боге совпадают все противоположности: конечного и бесконечного, наименьшего (минимума) и наибольшего (максимума), единичного и множественного. Идея о совмещении противоположностей сделала Николая Кузанского одним из родоначальников новоевропейской диалектики и подготовила революцию Коперника в астрономии.

Величайшим открытием эпохи Возрождения явилась гелиоцентрическая система мира польского астронома Николая Коперника, сменившая существовавшую до того геоцентрическую систему. Согласно учению Коперника, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира (этим объяснялась смена времен года); в-третьих, Космос бесконечен.

Философские аспекты теории Н. Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно. Он отказался от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представлялось как абсолютный центр мира. По мнению Бруно, таких миров во Вселеннойбесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами, которыемогут значительно отличаться от земных. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по приговору инквизиции сожжен на костре.

Изменившееся представление о человеке породило веру в возможность построения справедливого и благополучного общества, что нашло отражение в утопических теориях. Утопия (от греч. u– нет иtopos– место, т. е. место, которого нет) – это проект совершенного общества. Наибольшую известность получили «Утопия»Томаса Мораи «Город Солнца»Томмазо Кампанеллы. Утописты считали причиной всех общественных проблем частную собственность. В их проектах частная собственность заменена общественной. Целью жизни жителей утопий является максимальное развитие своих физических и духовных способностей, а не накопление и потребление материальных благ, как в обычном обществе. В совершенном обществе кардинально изменится человеческая природа: люди будут руководствоваться в жизни моральными нормами, а не законами.