logo
Философия2178

4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика

Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие социально-философских идей в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а такжеситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.

Предтечей философской мысли в Беларуси является просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Ефросинья Полоцкая– первая женщина на Руси, которая была канонизирована церковью. С ее именем связано создание библиотек, строительство храмов и монастырей, которые стали позже центрами просвещения в Полоцком княжестве. Много времени она отдавала педагогической деятельности – обучению письменности простых людей. Ефросинья Полоцкая занималась также переписыванием книг, переводом философско-религиозной литературы с греческого языка на славянский. Писала она и оригинальные произведения: летописи, молитвы, поучения. По ее мнению, ценность человека проявляется первее всего в нравственной среде: в любви к ближнему, милосердии, сочувствии.

Известным представителем христианской культуры XII–XIII вв. является Кирилл Туровский. Туровский епископ отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путем иносказаний и аллегорий. Идеал служения Богу видел в аскетизме. Большой интерес проявлял К. Туровский и к логике (проблема доказательства), а также к ораторскому искусству.

Дальнейшее и качественно новое развитие философской мысли в Беларуси связано с эпохой Возрождения (Ренессанса) и Реформации (XVI–XVII вв.).

Важнейшей установкой общественного сознания этой эпохи стал гуманизм. Проявляется интерес к человеку, его внутреннему миру, выше всего ставятся уникальность и неповторимость личности. В теоретико-познавательных взглядах белорусских мыслителей усиливается вес религиозного скептицизма, рационализма и свободомыслия, проявляются элементы материализма и атеизма. В произведениях белорусских философов появляются также глубоко патриотические мотивы, которые отражали борьбу белорусского этноса против феодалов и религиозно-национального угнетения, содействовали установлению национальной культуры и самосознания народа.

Становление самобытной национальной философии связано с именемФранциска Скорины, гуманиста и первопечатника первой половины XVI в. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. Перед человеком ставится задача, которая возрождает сократовскую идею: «Познай самого себя». Причем, поднимается не только проблема познания внутреннего мира человека, но и усовершенствования личности, формирования у нее этических и интеллектуальных положительных качеств. Последние развиваются в процессе обучения, воспитания, труда, выполнения общественных обязанностей. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Любовь к ближнему – это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности – справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость, которую Скорина понимает как стремление к познанию мира. Однако знание – только компонент мудрости. Только в соединении с нравственностью человека это понятие проявляетсяво всей полноте.

В рамках онтологической проблематики большой интерес представляет рационалистически-теологическая (по сути деистически-материалистическая) концепция Сымона Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склонялся к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух – не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос – человек, избранный Богом для спасения человечества.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве Казимира Лыщинского. Если для Ф. Скорины, С. Будного скорее был характерен компромисс с ортодоксальным богословием, то в философском учении К. Лыщинского имел место последовательный отказ от теологии и ее основоположений. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалась, развивается по своим естественным законам. Это был не только материалистический подход, но и попытка диалектически осмыслить бытие. Одновременно К. Лыщинский отрицал бессмертие души. Белорусский философ высказал также смелые догадки о происхождении религии, ее социальной роли в истории общества, выступал с критикой самого духовенства. Католическая церковь жестоко расправилась со своим идейным противником: 30 марта 1689 г. Лыщинский был приговорен к сожжению на костре. Имя К. Лыщинского достойно стоять в одном ряду с именами таких «великих еретиков», как Мишель Сервет, Джордано Бруно и др.

Во второй половине XVIII – начале XIX в. (эпоха Просвещения) был сделан значительный шаг вперед в развитии астрономии, математики, биологии, физики. В общественном сознании формируется понимание практической ценности науки. Для белорусских ученых данной эпохи, таких как М. Почобут, Я. Снядецкий, К. Нарбутидругих, был характерен стихийный естественнонаучный материализм.

Развитие философской мысли в Беларуси в XIX–XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев в национальной идентификации и путей развития национального самосознания (Я. Купала, Э. Пашкевич (Тетка), Я. Колас, Ф. Богушевичи др.). С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси (В. Степин,Е. Петушкова, Вл. Берков и др.).