4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
Философская мысль в Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие социально-философских идей в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные целостности, а такжеситуация социокультурного взаимодействия между Западом и Востоком.
Предтечей философской мысли в Беларуси является просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Ефросинья Полоцкая– первая женщина на Руси, которая была канонизирована церковью. С ее именем связано создание библиотек, строительство храмов и монастырей, которые стали позже центрами просвещения в Полоцком княжестве. Много времени она отдавала педагогической деятельности – обучению письменности простых людей. Ефросинья Полоцкая занималась также переписыванием книг, переводом философско-религиозной литературы с греческого языка на славянский. Писала она и оригинальные произведения: летописи, молитвы, поучения. По ее мнению, ценность человека проявляется первее всего в нравственной среде: в любви к ближнему, милосердии, сочувствии.
Известным представителем христианской культуры XII–XIII вв. является Кирилл Туровский. Туровский епископ отстаивал значение разума, призывал к «книжному почитанию», считал, что сокровенный смысл сказанного (написанного) извлекается путем иносказаний и аллегорий. Идеал служения Богу видел в аскетизме. Большой интерес проявлял К. Туровский и к логике (проблема доказательства), а также к ораторскому искусству.
Дальнейшее и качественно новое развитие философской мысли в Беларуси связано с эпохой Возрождения (Ренессанса) и Реформации (XVI–XVII вв.).
Важнейшей установкой общественного сознания этой эпохи стал гуманизм. Проявляется интерес к человеку, его внутреннему миру, выше всего ставятся уникальность и неповторимость личности. В теоретико-познавательных взглядах белорусских мыслителей усиливается вес религиозного скептицизма, рационализма и свободомыслия, проявляются элементы материализма и атеизма. В произведениях белорусских философов появляются также глубоко патриотические мотивы, которые отражали борьбу белорусского этноса против феодалов и религиозно-национального угнетения, содействовали установлению национальной культуры и самосознания народа.
Становление самобытной национальной философии связано с именемФранциска Скорины, гуманиста и первопечатника первой половины XVI в. В комплексе философских взглядов этого мыслителя ведущее место занимает этика. Перед человеком ставится задача, которая возрождает сократовскую идею: «Познай самого себя». Причем, поднимается не только проблема познания внутреннего мира человека, но и усовершенствования личности, формирования у нее этических и интеллектуальных положительных качеств. Последние развиваются в процессе обучения, воспитания, труда, выполнения общественных обязанностей. В основе всех положительных качеств, по мнению Скорины, лежит человеколюбие. Любовь к ближнему – это нравственное качество, которое вытекает из естественной природы человека. Одна из наивысших характеристик личности – справедливость, важным моментом духовности человека является также мудрость, которую Скорина понимает как стремление к познанию мира. Однако знание – только компонент мудрости. Только в соединении с нравственностью человека это понятие проявляетсяво всей полноте.
В рамках онтологической проблематики большой интерес представляет рационалистически-теологическая (по сути деистически-материалистическая) концепция Сымона Будного, религиозного реформатора, филолога, педагога, поэта. Отрицая многие догмы религии, он склонялся к трактовке Бога как космической первопричины, отвергал Троицу как фантастическую сущность: Дух – не равнозначная субстанция, а атрибут Бога, Иисус Христос – человек, избранный Богом для спасения человечества.
В философии Беларуси XVII в. материализм и атеизм наиболее последовательно были представлены в творчестве Казимира Лыщинского. Если для Ф. Скорины, С. Будного скорее был характерен компромисс с ортодоксальным богословием, то в философском учении К. Лыщинского имел место последовательный отказ от теологии и ее основоположений. Основной работой Лыщинского является трактат «О несуществовании Бога», в котором он отрицал факт создания мира Богом из ничего. Центральным понятием в этом произведении является понятие «природа». Мыслитель-атеист признавал природу вечной. По его мнению, она не имеет конца, никакой внешней силой не создавалась, развивается по своим естественным законам. Это был не только материалистический подход, но и попытка диалектически осмыслить бытие. Одновременно К. Лыщинский отрицал бессмертие души. Белорусский философ высказал также смелые догадки о происхождении религии, ее социальной роли в истории общества, выступал с критикой самого духовенства. Католическая церковь жестоко расправилась со своим идейным противником: 30 марта 1689 г. Лыщинский был приговорен к сожжению на костре. Имя К. Лыщинского достойно стоять в одном ряду с именами таких «великих еретиков», как Мишель Сервет, Джордано Бруно и др.
Во второй половине XVIII – начале XIX в. (эпоха Просвещения) был сделан значительный шаг вперед в развитии астрономии, математики, биологии, физики. В общественном сознании формируется понимание практической ценности науки. Для белорусских ученых данной эпохи, таких как М. Почобут, Я. Снядецкий, К. Нарбутидругих, был характерен стихийный естественнонаучный материализм.
Развитие философской мысли в Беларуси в XIX–XX вв. происходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев в национальной идентификации и путей развития национального самосознания (Я. Купала, Э. Пашкевич (Тетка), Я. Колас, Ф. Богушевичи др.). С конца 20-х гг. XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси (В. Степин,Е. Петушкова, Вл. Берков и др.).
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание