logo
Философия2178

7.1. Учение о человеке в структуре философского знания

Раздел философии, в котором изучается человек как особый род сущего, осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, называется философской антропологией. Человек – самая великая тайна бытия. Он является очень специфическим объектом исследования, так как в отличие от других предметов, явлений, существ окружающего мира обладает не только телесным, но и духовным бытием. Феномены духовной жизни с трудом поддаются адекватному описанию, выражению средствами языка, приспособленного гораздо лучше к описанию мира вещей, предметов. К тому же феномены духовной жизни легче понять, пережив их лично. Например, мы сможем узнать, что такое смерть, только когда будем умирать.

Конкретные науки, изучающие человека (медицина, психология, нейрофизиология, педагогика и др.), исследуют частные его проявления и свойства, многообразные естественные факторы и закономерности его появления и существования. Философская антропология же стремится к выработке целостного представления о человеке и его местев мире. При этом она не ограничивается анализом и синтезом данных естественных и гуманитарных наук, а пытается осмыслить еще и метафизические (не имеющие физических причин) основания и измерения человека (поиск Бога, красоты, истины, муки совести и т. д.). Именно они определяют основные качества человека, превращая его в таинственное, загадочное существо.

Происходящая в настоящее время трансформация индустриальной, техногенной цивилизации в информационное общество резкоповышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер социума. Под влиянием этих запросов времени обостряется интерес к проблеме человека, философская антропология становится ведущим разделом в структуре философского знания. При этом приходится отметить, что, несмотря на накопленные наукой и философией знания, ни в одну прежнюю эпоху взгляды на происхождение и сущность человека не были столь неопределенными и многообразными, как теперь.