logo
Философия2178

14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур

Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Это означает, что нет «культуры вообще». Реально существовало и существует множество локальных культур как исторически сложившихся форм социального бытия различных конкретно-исторических сообществ и социальных групп.

В историческом аспектеможно выделить такие типы культуры, как культура античности, средних веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна.

В этноцивилизационном аспекте выделяют культуру Запада иВостока, национальные культуры.

В культурно-стратификационном плане выделяют элитарную,народную и массовую культуру (вертикальный срез).

До середины ХХ в. существовали только элитарная и народная культуры. Элитарная культураранее создавалась и потреблялась привилегированной частью общества, например, жреческая культура как система закрытого для непосвященных знания, характерная для ранних этапов цивилизации. В настоящее время создателями и потребителями элитарной культуры является высокообразованная часть общества, профессионально занимающаяся производством культурных текстов (продуктов), приобретающих впоследствии статус культурных канонов (идеалов, образцов для подражания). Элитарная культура, как правило, носит поначалу экспериментальный, авангардный характер, трудна для понимания неподготовленного, недостаточно образованного человека, значительно опережает уровень его восприятия. Элитарная культура выполняет эвристико-прогностические и регулятивно-властные функции в обществе.

Народная культуравозникла в глубокой древности и существует как историческое наследие, передающееся из поколения в поколение. Авторами народных творений являются простые люди, как правило, неизвестные. Наиболее ярким проявлением этого типа культуры выступает народное искусство (мифы, эпос, сказки, легенды, песни и т. д.). К народной культуре относятся народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика, суть которой выражается в пословицах и поговорках, народные промыслы и др. В силу таких черт, как традиционность, простота и доступность транслируемых текстов, народная культура выполняла функции стабилизации и интеграции этноса, социализации личности.

В современном обществе место народной культуры занимаетмассовая культура. Она утвердилась в середине XX в., когда средствамассовой информации (радио, печать, телевидение) проникли вбольшинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Они позволяют очень быстро сделать любую информацию достоянием всех людей, формируют общие стандарты потребления, которые удовлетворяются массовым производством. Все это соединяет и объединяет людей, хотя и стирает различия между ними, нивелируя их личности. Демократичная и неглубокая, массовая культура выполняет, прежде всего, психотерапевтическую, иллюзорно-компенсаторную функцию: дает приемлемое для человека массы объяснение мира, которое бы примирило с ним человека, успокоило его психику, обнадежило обещанием лучшего будущего. Разнообразные тексты массовой культуры, транслируемые СМИ, являются одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипов поведения и ценностных предпочтений. Они также выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя общественные настроения и массовые предпочтения. Цель массовой культуры – стимулирование потребительского сознания масс для отвлечения их от социальной активности, формирования конформистской жизненной позиции. Массовая культура вульгарна и поверхностна, культивирует ценности подросткового типа и тем самым инфантилизирует своего потребителя. Она призвана удовлетворить потребность в новизне, развлечь потребителя, причем, без особых затрат ума и духа, обращаясь при этом к не самым лучшим сторонам человеческой натуры: сексуальности, страхам, жажде самоутверждения, потребности в простых и ясных идеалах.

В культурно-стратификационном плане выделяют также такиетипы культуры, как доминирующая культура, субкультура, маргинальная культура и контркультура (горизонтальный срез).

Любое общество неоднородно, состоит из самых разных социальных групп – этнических, демографических, профессиональных и др. Несмотря на существующие между ними различия, у них есть некоторые общие ценности и нормы, обусловленные общими условиями жизни. Эта объединяющая большинство членов система ценностей и норм называется доминирующей культурой. В силу имеющихся между социальными группами различий постепенно у каждой из них формируетсясобственная культура, получившая название субкультуры.

Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая доминирующей культуре, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прическами, обычаями и прочим. Различия могут быть очень сильными, но субкультура все же не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Примерами субкультур могут быть сельская, городская, молодежная культуры.

Вследствие происходящих в обществе процессов миграции, этнокультурного взаимодействия, модернизации общественных систем, изменения социальной структуры и др. появляются промежуточные, пограничные социальные слои, получившие название маргинальных (от позднелат. marginalis – находящийся на краю, на границе). В этих слоях возникает особая субкультура – маргинальная культура. Ее носители теряют свои культурные истоки, традиции, систему ценностей, частично усваивают элементы новой для них культуры. Для маргинальной культуры характерно отсутствие устойчивой системыкультурных ценностей и норм, что обусловливает девиантные (отклоняющиесяот принятых) формы поведения и мышления ее субъектов.

Возможен вариант субкультуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. В таком случае говорят о контркультуре. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты; идеология большевиков в начале XX в. в России; движение хиппи 60–70-х гг. XX в. на Западе.

Многообразие типов культурных образований организуется в единое диалогическое пространство культуры, в котором происходятвзаимообмен и взаимообогащение культурными достижениями (Восток ассимилирует западный опыт, шедевры элитарной культуры становятся элементами массовой и т. д.). Принципы и формы взаимодействия культур могут быть различными. В исторической практике известны как мирные, добровольные формы взаимодействия культур (партнерское, взаимовыгодное сотрудничество), так и принудительные, или реализуемые в результате колониального, военного завоевания (доминирует стремление к односторонней выгоде, авторитарно-патерналистский подход).

Активность информационных процессов к концу XX – началу XXI в. стала столь высокой, что возникло глобальное информационное пространство и началось разрушение локального характера культуры. Вобщемировом общении начинают господствовать интегративные языковыетенденции, расширяется поле общения, складываются его общепринятые правила, нормы и стереотипы. Глобальное взаимодействие культур приводит к становлению в XXI в. глобальной культуры, единой планетарной цивилизации с новой шкалой общечеловеческих ценностей. Современный мир вступает в качественно новую фазу своего развития. Отрицательным последствием этого процесса является утрата части специфических особенностей локальных культур.