logo
Философия2178

9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы

С давних пор одной из важнейших целей познания считалось достижение истины. Проблема истины – это проблема соответствия знания действительности. На вопрос «Что такое истина?» ответы могут быть самыми разнообразными:

1. «Истина – это то, что не подлежит сомнению».

2. «Истина – это то, что мы видим, слышим, что существует в действительности».

3. «Истина – это доказанные положения науки».

Однако познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается заблуждениями. Заблуждение – это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление о том, что Земля покоится на трех китах, в науке имеются попытки воплотить на практике идею вечного двигателя. Не следует отождествлять заблуждение с недомыслием и глупостью человека. Очень часто в заблуждении присутствует доля истины.

Заблуждение разнообразно в своих проявлениях, существует как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Заблуждение часто свидетельствует о неразвитости и ограниченности практики, социальных, технических, научных возможностей человечества. Заблуждение не следует путать с ложью. Ложь это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.

Философские представления об истине прошли долгий путь в своем развитии и существуют в виде нескольких концепций.

Классическая концепция истины до сих пор является наиболее признанной. Она берет свое начало с эпохи Античности, и наиболее четко ее сформулировал Аристотель. В рамках классической концепции истина определяется как совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Действительность в данном случае понимается очень широко – это не только внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастическая, сказочная, мифологическая и т. д. Проверяется соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает критерием истины.

Рассматриваемая концепция характеризует истину по следующим параметрам:

1. С точки зрения содержания говорят об объективности и субъективности истины. Объективная истина – это истина, обусловленная, порожденная внешним миром, это знания о мире, полностью соответствующие этому миру. Субъективная истина – это узкая точка зрения одного человека или группы людей (чье-либо мнение), не претендующая на всеобщность и объективность.

2. С точки зрения полноты и степени достоверности знания, представленного в истине, последнюю характеризуют как относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов (например, геометрия Евклида, классическая механика И. Ньютона). Абсолютная истина традиционно трактуется в двух смыслах: узком – когда абсолютным считается любое знание, которое никогда не может быть опровергнутым («Птица имеет клюв»); широком – когда под абсолютной истиной понимается исчерпывающее, законченное знание о предмете или событии. Понятно, что таких истин не существует. В данном случае под абсолютной истиной понимают предел, к которому приближается наше знание, никогда не достигая его.

Существуют две крайние позиции в понимании того, как соотносятся абсолютная и относительная истины: догматизм и релятивизм. Релятивизм склонен отрицать наличие абсолютной истины и говорит об изменчивости каждой нашей истины. Догматизм считает любую истину «истиной на все времена», абсолютизируя, таким образом, все знания.

3. С точки зрения соответствия истины реальной действительности говорят о конкретности истины. Конкретность истины означает, что нет истины, применимой всегда, везде и во все времена, истина всегда рождена при данной эпохе и ее обстоятельствах; что конкретная истина стремится отразить и учесть все стороны и связи предмета.

С течением времени классическая концепция истины выявила достаточно много недостатков. В современной философии существует достаточно много альтернативных подходов к интерпретации истины.

Прагматическая концепция истины. Истина есть такое знание, которое полезно для человеческого действия.

Экзистенциальная концепция истины. Истина есть форма психического состояния человека.

Конвенциальная концепция истины. Истина есть соглашение (конвенция) ученых, обусловленное соображениями целесообразности, экономии, простоты и т. д.

Плюралистическая концепция истины. В настоящее время получила широкое распространение концепция плюрализма (множественности) истин. Эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же предмете или же явлении. Каждая из них в чем-то верна, отражает то или иное качество объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.