logo
Философия2178

5.6. Пространственно-временная организация бытия

Важнейшими формами бытия являются пространство и время. Несмотря на простоту и очевидность данных понятий, они принадлежат к числу одних из самых сложных характеристик материи. Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда шла речь о создании общей картины мира. В истории философии большинство интерпретаций пространства и времени можно свести к двум основным концепциям.

Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В научной картине мира И. Ньютона и Г. Галилея пространство и время трактовались как самостоятельные сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют наряду с материей и независимо от нее, но оказывают на нее влияние. Согласно данной концепции пространство и время представляют собой своеобразные вместилища материальных предметов, явлений, процессов, происходящих в мире. Время рассматривалось как абсолютная длительность, а пространство – как абсолютная протяженность. Именно на это понимание пространства и времени опирался И. Ньютон, создавая свою механику. Подобные представления о пространстве и времени преобладали в физике вплоть до появления специальной теории относительности А. Энштейна. В результате появляется вторая концепция, иначе, нежели субстанциальная, объясняющая пространство и время.

Вторую концепцию можно именовать реляционной(от relatio – отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами.Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими.

Теорию относительности, благодаря которой возникает реляционная концепция, можно рассматривать как теорию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 г.

Основное философское значение теории относительности состоит в следующем:

1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, показав тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия.

2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя.

3. Теория относительности нанесла удар субъективистским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам.

В новой физической теории пространство и время трактуются с позиции реляционного подхода. Итак, с реляционных позиций пространство– это форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.Время– это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных (неотъемлемых) свойств.

Атрибутивными свойствами пространства являются протяженность, однородность и изотропность, трехмерность.

Протяженность – рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства.

Трехмерностьозначает, что реальное пространство трехмерно и все явления можно отобразить с использованием трех величин.

Однородностьпространства означает отсутствие в нем каких-либовыделенных точек, а изотропность – равноправность всех возможных направлений.

Атрибутивными свойствами времени являются длительность, необратимость, одномерность и однородность.

Длительность– последовательность сменяющих друг друга состояний.

Необратимостьпроявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно.

Одномерностьозначает, что для фиксации положения события во времени достаточно одной величины.

Время и пространство специфично проявляют себя в микромире, живой природе, в социальной действительности. Поэтому специально выделяюти анализируют реальное (объективное) время, биологическоевремя, психологическое (перцептуальное) время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.

Психологическое (перцептуальное) время и пространствосвязаны с восприятием и переживанием времени и пространств индивидом. Время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда мы кого-то с нетерпением ожидаем, и совсем иначе движется время, когда заняты чем-то интересным; в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте – что оно ускорило свой бег). Это субъективное чувство пространства-времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени.

В естественных науках пространственно-временные представления базируются на физическом представлении, но различаются в зависимости от материальных уровней существования бытия. В. И. Вернадскийнеоднократно указывал на спецификубиологического пространства, называя ее «неевклидовостью». Особенностью биологического пространства является наличие у всего живого свойств симметрии и асимметрии, что позволяет живым организмам приспосабливаться к окружающей среде.Биологическое времятакже обладает своей спецификой, для него необратимость выступает как абсолютное свойство. Биологическое настоящее может быть разной продолжительности, в отличие от физического времени. Это связано с особенностями протекания различных биологических процессов (метаболизм, размножение, эволюция, биологические ритмы и т. д.), весьма индивидуальных для каждого живого организма. Прошлое, настоящее, будущее могут сосуществовать в живом организме, если организм обладает памятью и целенаправленным поведением.

Пространство и время – не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Их понимание часто зависит от исторических и социокультурных условий. Поэтому есть возможность говорить о существовании исторического и социального пространства и времени.

У разных народов, в различные исторические периоды существовало различное представление о пространстве и времени, что дает возможность говорить об их «вертикальном различии в культуре». В Древнем Китае время понималось как совокупность неоднородных отрезков, которые измерялись периодом правления того или иного императора или династии. Для древних вообще было характерно представление о замкнутом пространстве и цикличном времени. В более поздние эпохи отношение к времени меняется, возникает динамичное его восприятие. Время рассматривается как пройденный этап, как трамплин в настоящее и будущее. Пространство воспринимается как локальное (личное) пространство и как более крупное – государственное, национальное, космическое.

Итак, с точки зрения философии социальное пространство создано людьми и представляет собой множество социальных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточились в определенном отрезке социального времени (конкретная эпоха, период истории).