2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
Надежды просветителей на создание общества, основанного на идеалах Свободы, Равенства и Братства, довольно скоро развеялись. Вместо образцового «царства разума» почти все народы Европы в конце XVIII в. оказались втянуты в различные распри и войны. Провал просветительской программы переустройства общества на разумныхоснованиях обусловил постановку в философии вопроса о способностях и границах разума. Исследованием этого вопроса занимался основоположник немецкой классической философииИммануил Кант.
До Канта философы верили во всемогущество разума, в его способность тождественно-зеркально, исчерпывающим образом познавать мир. Кант в этом усомнился. Он считал, что между миром и нашим представлением о нем есть существенная, принципиальная разница, которая обусловлена спецификой познающего субъекта.
Процесс познания Кант представлял следующим образом. Объективно существующий мир воздействует на органы чувств человека и вызывает хаос ощущений. Этот хаос человек приводит в порядок, выстраивает из него целостное представление о мире благодаря врожденным способностям чувственного восприятия и осмысления чувственного опыта. Кант тем и отличается от представителей рационализма, что признает наличие у человека не врожденных идей, а врожденных способностей познания.
Кант полагал, что объекты действительности обладают гораздо большим набором свойств и связей, чем мы можем познать. Доступные познанию свойства и связи философ называл феноменами– «вещами для нас». Непознаваемую сущность объектов Кант обозначил понятиемноумен– «вещь в себе». Получается, что разум из воспринятого чувственного материала сначала конструирует картину мира, а потом ее и изучает, а не сам мир. Причем разница между реальным миром и картиной мира, образно говоря, такая же, как между конкретной местностью и ее картой.
Таким образом, Кант показал принципиальную ограниченность разумав деле познания мира. Врожденные способности человека, с одной стороны, делают возможным познание, с другой стороны, выступают его границами. Человек никогда не узнает, каким на самом деле является мир. Это означает, что будут обречены на провал все попытки глобального разумного переустройства мира. Что же тогда остаетсяделать человеку? Кант полагал, что человек должен жить в соответствии со сформулированным им законом нравственного поведения –категорическим императивом(всеобщим повелением). Он гласит: «Поступай по отношению к людям так, чтобы они были целью, но не средством твоих действий». Императив запрещает использовать других людей как вещи, нужно жить не для себя, а ради других.
В противоположность Канту, критически подошедшему к анализу возможностей разума, Георг Вильгельм Фридрих Гегельстремился восстановить пошатнувшуюся веру в разум как верховного законодателя во всех без исключения областях действительности. Он создал философскую систему, которая оправдывала несовершенную и выглядевшую неразумной действительность, примиряла человека с ней, внушала оптимистические надежды на будущее. В конце XVIII – начале XIX в. скорость протекания событий общественной жизни резко возросла. Гегель задался целью разглядеть за первоначально кажущимся хаосом быстротекущих событий единую логику развития, общие закономерности, которым подчиняются явления как материального мира (природы, общества), так и мышления.
По Гегелю, основой мира является духовная субстанция – Абсолютная идея (Мировой разум). Она хочет познать себя, что она такое. Для этого ей нужно узнать свои способности и возможности, проявляемые в деятельности. С целью самопознания Абсолютная идея сначала творит систему наиболее общих понятий, категорий, выражающих закономерности будущего мира (количество и качество, причина и следствие, свобода и необходимость и др.). Это своеобразный план мира, в соответствии с которым Абсолютная идея затем творит природу, потом человека и общество. В обществе появляется духовная культура (религия, искусство, наука, философия), посредством которой Абсолютная идея осмысливает историю развития мира, а по сути –историю саморазвития и приходит к самопознанию. Особой заслугой Гегеля является то, что, прослеживая историю развития Абсолютной идеи, он создаеттеорию диалектикикак стройную систему принципов, законов и категорий.
Гегель разработал оригинальную философскую концепцию истории. С определенного времени Абсолютная идея осуществляет саморазвитие через деятельность людей. В различные исторические периоды разные народы становятся носителями и выразителями замысла Абсолютной идеи, внося вклад в культурное развитие человечества. История начинается в Китае, эстафету разума подхватывает Индия, затем Персия, Ближний Восток, Египет, потом Греция, Рим и, наконец, Германия. Из философии истории Гегеля следует, что люди, народы не являются самостоятельными творцами истории, они всего лишь марионетки Абсолютной идеи, средство, материал для реализации ее замысла самопознания. И Абсолютная идея распоряжается этим материалом расточительно и беспощадно. Ценность человеческой жизни невысока, относительна, а абсолютную ценность, т. е. такую, которой все должно служить, имеет лишь идея. К сожалению, популярность этих идей Гегеля со временем привела к тому, что в СССР и других странах во имя идей социализма и коммунизма приносились в жертву жизни и судьбы миллионов людей. Философия Гегеля – это в полном смысле слова бесчеловечная философия, в которой нет места человеку.
В целом же философская система Гегеля оптимистична. Правящая миром разумная Абсолютная идея является гарантом его прогрессивного развития, несмотря на отдельные недостатки и несовершенства. «Все действительное разумно, все разумное действительно!» – утверждал Гегель.
Людвиг Фейербахявляется последним представителем классической немецкой философии. Он подверг критике идеалистическую философскуюсистему Гегеля. Однако, увлекаясь критикой Гегелевской философской системы, Фейербах не понял важности разработанной Гегелем диалектики как учения о поступательном развитии мира, общества и человека. Его собственная философия страдала односторонностью и абстрактностью, интересовавшие его объекты познания рассматривались им вне развития, как неизменные. Л. Фейербах называл свою философию «антропологическим материализмом», так как основой философских исследований должен быть человек и природа. Человек у него – природное (биологическое) существо, а связи между людьми носят природный, внеисторический (т. е. не изменяющийся в истории) характер.
Фейербах – материалист и атеист. Он старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии сотворил Бога. Философ вскрыл социально-психологические корни религии, рассмотрел историю религии различных народов, выступал с критикой религиозного сознания. Однако критика религии не означала попытку ее упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя. Учение Фейербаха о человеке очень актуально. Для него человек – это мир чувств, эмоций, желаний, размышлений. Главное в жизни человека – любовь, дружба, преданность. Его критика деспотизма, невежества имела благотворное влияние на развитие мировой философской мысли.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание