16. Французская философия XVIII в.
Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей – естествоиспытателей, представителей культуры и искусства, политических деятелей, юристов и философов. Ему свойственны радикальная критика церкви и принципов религии, французского абсолютизма и метафизики. Эпоха просвещения характеризуется следующими особенностями: философские концепции, учения, направления широко распространяются среди масс, публикуются не отдельные какие-то статьи, кабинетные произведения, а энциклопедические издания, крупные научные статьи. Где особое влияние уделяется проблеме развития науки, научного творчества, образования, культуры при этом с одной стороны наблюдается развитие просветительства (Жан Жак Руссо, Гердер, Кант, Вольтер и др.), с другой стороны развивается философский материализм XVIIIв особенно во Франции на основе механизма ибо в этот период сильное развитие получила именно механика и все процессы в природе, обществе, человеческой жизни объясняется законами и закономерностями механики. Основными представителями французского материализма XVIIIв были: Жульен Офре Де Ламатре, Пол Гольбах, Дидро, Гельбеций и др. В работах Ламатре: «Человек-машина», «Человек-растение», «Трактаты о душе» и др. В работах, продолжая традиции наивного материализма в контексте механизма, изучаются как общественные, так и природные явления. Согласно мыслителя в реальном мире господствует изменчивость, противоречивость, причинно-следственные связи, где причина и следствие меняются местами т.е. царствует естественная необходимость, при этом он утверждает, что изменчивость, одушевленность носят универсальный характер. Они рано или поздно на основе опыта механики познаются людьми. Эти же идеи имеются в творчестве другого представителя французского материализма – Дени Дидро. В его сочинениях (В принципах природы и познания, Разговор с Д. Аланбером, сон Д. Аланбера и др.) высказаны следующие философские рассуждения: природа, общество и человек – реальные системы которые сосуществуют, у них господствуют причинности детерминации их объекты, явления воздействуют на органы чувств человека и порождают различные ощущения, восприятия, созерцания. Кроме этого Дидро был главным редактором философской энциклопедии (35 томной). Это творение считалось как достижением научного знания во все времена, основным редактором был И. Пол Гольбах. В его фундаментальной работе «Система природы» ее считали как бы «библией материализма» описываются природные, социальные явления, отсюда Гольбах пришел к выводу, что природа есть причина самого себя. Он фактически отрицает существование бога, кроме этого Гольбах считал, что движение есть способ существования материи. При этом мыслитель выделяет различные виды движения (внутреннее, внешнее, круговое, цикличность, социальное и др.) в работе А. Гельбеций «Об уме» ставится вопрос о соотношении опыта эмпиризма и рационализма, констатируется, что научное знание возникает на основе эмпирического опыта. Из вышесказанного можно заключить, что в творчестве французских материалистов XVIIIв наблюдаются следующие особенности или достижения: 1) французские материалисты в целом верно, последовательно представили реальный мир, его движения, изменчивости, объективности, не изменчивости с позиции механики, 2) они материалистически объясняли сущности природного бытия с учетом познавательной возможности человека, 3) ставили вопрос о соотношении природы и духа, материи и сознания, материального и идеального, в контексте социокультурного развития эпохи просвещения, 4) материалисты стремились раскрыть сущности человеческих ощущений, созерцания, восприятия с позиции сенсуализма с достижения физиологии и психологии. Они при изучении общественных явлений приоритет отдавали духовным процессам, т.е. по их мнению, источником «локомотивом» развития общества считались духовные процессы: просвещение, интеллект, образование.
Виднейший мыслитель французского Просвещения Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1697-1778гг.) резко критикует феодальную идеологию и религию, требует религиозной свободы, подчеркивает «общественность человека», требует равенства людей, которое он понимает как равенство политическое перед законом и правом. Свободу он понимает в чисто абстрактно-правовом и политическом смысле. Эгоизм, страсти и влечения являются первопричиной всех человеческих импульсов, которые ведут к деяниям и объединяют людей, приводят к образованию городов и государств. Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.) в своем разностороннем творчестве занимался и критикой и науки и цивилизации. В вопросах мировоззрения Русс придерживался деизма. Наряду с существованием бога признавал материю и дух как два извечно существующих начала (дуализм). Основные философские и социологические сочинения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей» (1755) и «Об общественном договоре» (1762) Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) – опираясь на понятие о развитии в природе, развивал учение о прогрессе в истории и о движении общества к реализации идей гуманизма. Гердер подчеркивал своеобразие духовной культуры различных народов. Высказал ряд догадок о роли производства (ремесла) и науки в развитии общества.
17. Немецкая классическая философия.
Это самое вместительное крупное течение философской мысли нового времени. Подводящее итог развития на этом отрезке западноевропейской истории. Традиционно к этому течению относятся философские творения или учения Канта, Фихте, Шеленга, Гегеля, Фейербаха. Это течение отличается тем, что внутри этой системы сопряженно развивается и материализм, и идеализм и метафизика и диалектика и рационализм и дуализм. К этому течению, как правило, можно отнести и философское учение Маркса и Энгельса, так как по содержательному характеру философствования немецкая классическая философия и марксистская философия имеют совпадения, тождества и различия. Немецкая классическая философия внесла существенный вклад в разработку и постановку философских проблем с учетом достижения мировой философии в рамках этого течения осмысленно и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта. Диалектический метод познания и преобразования реальной действительности. Для того чтобы ярко представить сущности этой философии рассмотрим в ретроспективном плане философские учения некоторых представителей немецкой классической философии.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.