logo search
Философия2178

11.2. Эволюция представлений об обществе в философии

Философское исследование общества отличается большой спецификой. Общественная жизнь всегда разнообразна, зачастую нелегко выявить внутреннюю сущность и закономерности развития общественных явлений. Человеческую историю делают живые и очень разные люди, соответственно, будет существовать и большое количество подходов к ее изучению, истинность которых не всегда однозначно доказуема.

Общество – это объективно-субъективная реальность, поэтомуфилософские интерпретации делают акценты либо наобъективнойстороне социальной действительности, описывая универсальные начала и закономерности развития социальных институтов, либо насубъективнойстороне, где подчеркивается индивидуально-деятель- ностное начало общества, т. е. социальное действие.

Самые первые представления об общественной жизни появились в древней мифологии. Все процессы, как природные, так и социальные, понимались как деятельность богов.

С возникновением философии возникают и философские учения об обществе. Среди древнегреческих философов наибольший вклад внесли Платон и Аристотель. Платон разработал концепцию идеального государства. В основе общественной жизни лежит идея справедливости. Общество делится на три класса (ремесленники, воины, правители) в зависимости от врожденных качеств человека. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души, и это будет залогом гармонии в обществе. Формой государственного устройства должна быть аристократическая республика. Аристотель создал учение о политике и исследовал различные формы государственной власти (аристократию, республику, демократию и др.).

В средние века господствовало религиозное понимание общества и его структуры. Бог создал все существующее и наделил человека свободной волей. Но люди не сумели разумно этим распорядиться. В результате вся история человечества стала историей грехопадения и вечной борьбы сил Добра и Зла. Финалом человеческой истории должна стать победа сил добра и утверждение Царства Божьего, какэто замыслил Творец. Философия того времени считала церковьвысшим институтом власти в обществе, а духовенство – особой социальной группой.

В эпоху Возрождения и Нового времени общество постепенно стало восприниматься как нечто естественное, сложившееся в ходе длительной эволюции. Философы выдвигают идею о возникновении общества в результате общественного договора между равноправными от природы людьми. Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк и другие новоевропейские мыслители считают, что в основе общественной жизни лежит человеческий разум.

Немецкая классическая философия также внесла значительный вклад в развитие теорий об обществе. И. Кант, И. Фихте, Л. Фейербах большое внимание обратили на особую роль в общественной жизни таких явлений, как мораль, правовые нормы, религиозное сознание. С диалектической точки зрения проанализировали историю развития общества Г. Гегель (идеалистический вариант) и К. Маркс (материалистическая концепция).

В современной западной философии учения об обществе рассматриваются во многих течениях и школах. Заметную роль в наше время играют религиозные учения об общественной жизни, многочисленные технократические концепции исторического процесса, космическое и экологическое течения в философии. Большое влияние на социально-философскую мысль оказал экзистенциализм, в котором была глубоко осмыслена весьма сложная и злободневная для нашего времени тема абсурдного (отчужденного) общества и бытия человека в нем.

Заметное влияние на развитие современного обществознания оказали теоретические концепции общества таких философов, как К. Маркс, Т. Парсонс, М. Вебер, Ю. Хабермас.