logo search
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

Милетская школа философии

Первые философские учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Милете, крупнейшем малоазиатском греческом городе. Первым древнегреческим философом был Фалес (625-547 до н.э.), причисляемый античной традицией к «семи мудрецам». Он был знаком с вавилонской и египетской религией и наукой, учился у египетских жрецов математике и астрономии. Вместе с Анаксимандром и Анаксименом, Фалес выработал первую философскую систему взглядов. Для мыслителей милетской школы характерны такие общие черты:

  1. Поиски первоначала.

  2. Оно мыслится монистически.

  3. Оно представлено как первичное вещество.

  4. Оно представлено как живое (такая точка зрения есть гилозоизм – учение о всеобщей одушевленной материи).

У Фалеса первоначало – вода. Все начинается с воды и в нее возвращается. Испарения воды питают небесные огни, с дождем вода возвращается в землю и реках появляется вода. Вода – первооснова, общее, субстрат всех вещей. Гилозоизм , суть которого заключается в убеждении, что душа свойственна всему, привела Фалеса к тому, что душа есть нечто движущее. Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении. Подлинное божество мироздания – это разум. Познай самого себя.

Фалаес создал первое учение о начале сущего. Им он считал воду. И второе: все имеет живую душу, потому что оно находится в вечном движении (гилозоизм).

Анаксимандр (610-547 до н.э.) определил признаки первоначала так: это бесконечное («айперон») – иначе оно исчерпается; вечное; всеуправляющее; божественное. Анаксимандр не назвал айперон чем-то определенным (вода, воздух, земля или другое вещество), он говорил об айпероне неопределенно. В тоже время он считал, что айперон есть не что иное как материя.

На вопрос: как возникают вещи? Анаксимандр отвечал путем выделения. Все вещи противоположны друг другу: воздух холоден, вода влажная, огонь горяч. Айперон как бы соединяет в себе все эти противоположности, выделение которых и обуславливает все развитие в различных формах. Вечное движение более древнее начало чем влага, и благодаря ему одно рождается, а другое погибает. На основе всеобщего закона выделения противоположностей построена и его космогония. Она заключалась в следующем: рождение происходит благодаря обособлению противоположностей (т.е. выделению); противоположности эти – теплое и холодное, сухое и влажное и т.п.; из противоположностей возникла вода (влажное); затем земля, воздух и огненная сфера (скорлупа). Когда скорлупа лопнула и замкнулась в кольца, возникли солнце, луна и звезды. Все живое рождается из влаги, испаряемой солнцем. Через вечное движение происходит бесконечная смена мироздания: из чего все вещи получают свое рождение, в то все они и возвращаются, следуя необходимости.

Анаксимен (585-525) определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности). Анаксимен богов не отрицал и не замалчивал, но полагал, что не богами создан воздух, а они сами произошли из воздуха. При разрежении воздуха рождается огонь, а при сгущении – ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее. Так же как наша душа, будучи воздухом, скрепляет каждого из нас, так и дыхание и воздух объемлют все мироздание. Смена мироздания происходит благодаря вечному движению воздушных масс.