logo search
Философия2178

10.3. Структура и динамика научного познания

В структуре научного знания традиционно выделяют два уровня – эмпирический и теоретический, которым соответствуют эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по предмету, средствам и методам исследования.

Наука – это не спонтанная деятельность, она имеет свою логику движения, законы и тенденции развития.

Тенденции развития современной науки следующие:

1. Развитию науки присуща дифференциация, что означает расчленение научной деятельности на ряд направлений, которые со временем становятся самостоятельными. В рамках этого процесса возникают все новые и новые науки, что особенно характерно для нашего времени.

2. Интеграция научного познания предполагает сближение и взаимодействие смежных областей знания.

3. В современном обществе наблюдается рост относительной самостоятельности науки как специфической сферы деятельности человека.

4. В научном познании наблюдается преемственность – особого рода связь настоящего и прошлого, когда накопленные знания не откидываются за ненадобностью, а переосмысливаются. Без этого процесса невозможно поступательное развитие науки.

5. Для современной науки характерна такая закономерность, как постоянное ускорение темпов развития. Объем научной деятельности удваивался в ХХ в. примерно каждые 10–15 лет. Это находило выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. В результате число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90% от общего числа ученых за всю историю науки.

В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды нормального развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. В истории науки выделяют 4 глобальных революции:

1. Первая глобальная революция произошла в ХVI–ХVII вв. В это время осуществился переход от средневековых представлений о космосе к механистической картине мира, формируется современное естествознание, которое базируется на экспериментальном методе. Возникает так называемая классическая наука. Эта революция связана с деятельностью таких ученых, как Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон.

2. Вторая глобальная научная революция происходила во второй половине ХVIII – ХIХ в. и связана с созданием эволюционной теории происхождения и развития биологических видов Ч. Дарвина.

3. Третья глобальная научная революция охватывает период с конца ХIХ и до середины ХХ в. В этот период были окончательно преодолены остатки прежних механистических представлений о мире, созданы принципиально новые квантово-релятивистские представления о физической реальности, наука математизируется, особенно физика, происходит становление неклассической науки. Эта революция связана с деятельностью Пьера и Марии Кюри, А. Эйнштейна, Эрнеста Резерфорда и т. д.

4. Четвертая глобальная революция происходила в последние три десятилетия ХХ в. и характеризовалась новыми радикальными научными достижениями. В ходе этой революции сформировалась постнеклассическая наука. Создана концепция «Большого взрыва», которая позволила проследить развитие Вселенной в сторону ее первоначального состояния, был расшифрован геном человека, началось клонирование живых организмов и т. д.