11.3. Общество как система. Социальная структура общества
Социальная философия отмечает, что общество является сверхсложным организмом. Носителем всех форм социальной жизни является человек. Несмотря накажущуюся хаотичность, общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Традиционно, характеризуя общество, социальная философия выделяет в ней ряд основных сфер или областей своего бытия: материально-производственную, организационную, социальную и духовную сферы.
Материально-производственная сфера охватывает отношения, возникающиев процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.Признавая большую роль экономической сферы, социальная философия все жесклонна считать, что при всем своем значении она является лишь одной из необходимых форм общественной деятельности.
Организационная сферапризвана регулировать деятельность людей и отношений между ними, для этого создаются соответствующие организации. Высшей формой управления является политическая деятельность.
Социальная сфера охватывает отношения, связанные с взаимодействиемклассов, социальных групп и слоев. Эта сфера направлена насоздание условий для жизни, воспроизводства, активности людей. Этодеятельность врача, учителя, артиста, работника сферы обслуживания.
Важнейшую роль в общественной жизни играет духовная сфера, в которой формируются идеи, образы, научные и художественные ценности. Эти ценности так илииначематериализуются в физических вещах – в книгах, картинах, скульптурах и т. д. Главное в этих предметах – не их материальная сторона, а духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.
Рассмотрение структуры общества будет неполным, если мы не рассмотрим эту проблему с точки зрения социологического подхода. В зависимости от избранного критерия классификации в обществе можно выделить как наиболее важные следующие подсистемы, каждая из которых представляет совокупность социальных групп, объединенных исторически сложившимися, устойчивыми социальными отношениями и обладающих рядом признаков:
1. Социально-классовая подсистема(сословия, классы, слои, страты и т. д.). Подсословиемпонимают группу людей, имеющих четко определенное социальное и юридическое положение в обществе. В современной отечественной философии главным элементом социально-классовой подсистемы считаются классы.Класс– большая группа людей, различающаяся по своему месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Для характеристики социально-классовойструктуры общества применяются и другие понятия. В классах выделяют их вертикальные срезы –слои. Среди рабочих можно, например, выделить высококвалифицированный слой и чернорабочих. Социальная структура включает в себя индивидов и группы с промежуточным положением в обществе. Этомаргинальные слои– группы людей, по ряду причин выбитые из привычного для них образа жизни (беженцы, эмигранты и т. д.).
2. Социально-этническая подсистема(род, племя, народность, нации). Первой формой человеческой общности, пришедшей на смену человеческому стаду, былрод– кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а также общностью языка, нравов, традиций. Объединение нескольких родов составлялоплемя. На смену родоплеменной организации общества пришланародность, которая образовалась в условиях раннего классового общества. Для народности характерны общая территория и язык, психологический уклад и общепринятое название. Из народности с развитием капиталистических отношений со временем сформировывалисьнации– многогранное социальное явление со многими признаками:
·общая территория;
·совместное ведение экономической жизни;
·специфический психологический уклад (характер нации, ее менталитет);
·единая культура;
· единая историческая судьба, отражаемая в национальном сознании.
3. Демографическая подсистема. Включает в себя половозрастнуюструктуру населения, соотношение самодеятельного и нетрудоспособного населения, характеристику здоровья населения и т. д.
4. Профессионально-образовательная подсистема. Предполагает деление индивидов на работников умственного и физического труда, их образовательный уровень, место в профессиональном разделении труда.
Социальная сфера по своей природе не может быть однородной, что и является законом ее существования. В современной социальной философии и социологии большое внимание социальной неоднородности было уделено Питиримом Сорокиным. Его учение, получившее название «социальная стратификация», имеет большое методологическое значение. Под стратой (термин strata взят из геологии, где он означает «слой») понимается группа людей, обладающих одинаковым социальным статусом, одинаковым положением в обществе. Понятие«социальная стратификация» обозначает естественное разделениеобщества на слои, которые образуют определенную иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно распределяются материальные блага, власть и влияние, права и привилегии, обязанность и ответственность в обществе.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание