logo search
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

65. Развитие общества как естественноисторический процесс

Общество (О.)- высшая ступень развития человечества, главные элементы которого- человек, духовные и материальные отношения между людьми структурный анализ общества выявляет след. Сферы обществ. жизни: экономическую, политич., духовн., этническую, классовую, сословную идр., с помощью функционального анализа изучаются функции общества: воспитательн., образовательн., охранительн., управляющая и др. Осн. общественные подсистемы: социально-классовая (классы, слои, страты), социально-этническая (этносы, нации, народности), демократическая 9половозрастная), поселенческая (сельская, городская), профессиональный (умственный, физический труд). Факторы, оказывающие влияние на общество: экономич., полит., природный, демограф., религиоз., национальный и др.в истории философии общество исследовалось многими философами. Аристотель понимал О. как совокупность чел-х индивидов, объединившихся для удовлетворения «соц-х инстинктов». В эпоху Просвещения сформировалось новое представление об О. как организации индивидов, связ-х общественным договором (Гоббс, Руссо). В теории марксизма О. выступает в кач-ве совок-ти обществ-х отношений. Существую и иные точки зрения на понимание общества: теория системы разделения соц-х ролей (Мортен), теория стратификаций (Д.Тернер), концепция соц-го действия (Т.Патерсон), теория соц-й мобильности (П.Сорокин), теория индустриального общества (Р.Арон), теория стадий экономического роста (Д.Белл, А.Тофлер).

Таким образом, из всего многообразия общественных теорий можно выделить основные подходы к изучению общества: 1) органическая концепция (Платон, Спенсер) описывала О. как общественно-биологический организм, т.е. соц-ая жизнь рассматривалась с биолог-й точки зрения (управители –мозг, кровообращение- торговля и т.д.), 2) антропологическая концепция (Спиноза, Дидро, Гольбах и др) – О. как часть природы, 3) идеологическая конц-я (Гоббс, Руссо) трактовала О. как некую идеальную общность, организованную теорией общественного договора, 4) материалистическая конц-я (Вебер, марксизм) изучали социум, исходя из осознания общих общественных целей или как орудие угнетения богатыми бедных.

При изучении теоретико методологических оснований закономерностей развития общества в социальной философии используются взаимосвязанные подходы: формационный и цивилизационный.