logo search
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

Основные направления Древнекитайской философии

В Древнем Китае в VIII – VI вв.до н.э. выделялось две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементов мира – металл, дерево, вода, огонь, земля., о противоположных началах – инь и янь, и др. В китайской философии отсутствует та богатая мифологическая основа, которая свойственна другим странам.

Древнекитайская философия характеризуется:

Периоды развития древнекитайской философии:

  1. Начальный период (VI - III вв. до н.э.),

  2. Философия эпохи Хань (П в. до н.э. – П в.н.э.) – ведущую роль играло получившее официальную поддержку конфуцианство,

  3. Послеханьская средневековая философия (III – X вв.) – распространение буддизма.

Основные школы:

Натурфилософы, Конфуцианцы, Моисты, Номиналисты, Легисты, Даосы.

Конфуцианцы (Кун Фу-цзы 552-479 до н.э.) – основные принципы этико-политического учения были:

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством: император правит, чиновники – вожжи, закон, мораль – узда, уголовное наказание – бич, народ – лошади. Однако он был против тирании: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». Главная сила воздействия правителя – нравственная (благой пример).

Книги – «Весна и осень», «Книга перемен», «Беседы и суждения».

Моисты (Мо-цзы 479-400 гг.до н.э.) – основные категории: бытие, пространство, время, качество, причинность и др. Три правила проверки истинности знания:

Этико-политические идеи Мо-цзы получили отражение в десяти принципах: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь и взаимная выгода», «воля неба», «духовидение» и др.

Даосы (Лао-цзы VI в.до н.э.) – Все вещи рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао – закономерность, путь, правила, порядок). Дао – естественный закон бытия. Люди не должны нарушать дао, не должны вмешиваться в естественный ход вещей. Человек должен следовать естественным законам и отказаться от мудрствования. Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель по его мнению – молчание и неделание.

Книга – «Дао-дэ-цзин».