logo search
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Ф.Энгельс (1820-1895)-1 из основоположников марксизма, друг и соратник Маркса. Родился в семье богатого текстильного фабриканта. Основные произведения- Анти Дюринг., Диалектика природы, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, Из истории первоначального христианства, К аграрному вопросу на Западе, К жилищному вопросу, Каменные работы, Карл Маркс, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии и др., в соавторстве Марксом: Коммунистический манифест, О молодежи, О религии, Парижская коммуна, Капитал и др.

Данная книга была написана Энгельсом в течении 2-х месяцев – с конца марта до конца мая 1884 г.

Опираясь на материал книги Моргана «Древнее общество», а также на др. данные науки, Энгельс в своем произведении исследует основные черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и герменцев) и его экономические причины.

Энгельс показывает далее, что рост производительности труда и разделение труда привели к возникновению обмена, частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. Возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса. Основные выводы, к которым приходит Энгельс: 1) частная собственность, классы и государство не всегда существовали, а возникли на определенный ступени экономического развития. 2) государство в руках эксплуататорских классов всегда является лишь орудием насилия и угнетения широких масс народа, 3) классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет государство.

Морган разделял истории развития человечества на 3 эпохи: дикость, варварство, цивилизация. Эти же названия эпох использует и Энгельс, в 1 главе своей книги он раскрывает эти эпохи , при этом первые 2 эпохи он подразделял на низшую, среднюю и высшую ступень.

Дикость: низшая ступень- детство человеческого рода. Люди находились в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере частью на деревьях. Пищей служило плоды, орехи. Главное достижение этого периода возникновение членораздельной речи. Средняя ступень- нач-ся с введения рыбной пищи и обладания огнем. С новой пищей люди стали независимы от климата местности, следуя по течению рек и по морским берегам. Высшая ступень- нач-ся с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь стала постоянной пищей, а охота- 1 из обычных отраслей труда.

Варварство: низшая ступень- нач-ся с ведения гончарного искусства. Средняя ступень- на Востоке нач-ся с приручения домашних животных, а на Западе с возделывания съедобных растений при помощи орошения с употреблением для построек камня. Высшая ступень нач-ся с плавки железной руды и переходит в цивилизацию в результате изобретения буквенного письма и применения его для записывания словесного творчества.

2 глава «Семья»: в эпоху дикости: групповой брак- кровнородственная семья, пуналуальная семья, в эпоху варварства- парный брак, цивилизация- моногамии.

Групповой брак при котором целые группы мужчин и целые группы женщин взаимно принадлежат друг другу и которая оставляет очень мало места для ревности. Кровнородственная семья- первая ступень семья, где брачные группы разделены только по поколениям.: все деды и бабы а пределах семьи является друг для друга мужьями и женами, равно как и их дети, т.е. отцы и матери, равным образом дети последних образуют третий круг общих супругов ит.д. Таким образом, здесь взаимные супружеские права и обязанности исключаются только между предками и потомками, между родителями и детьми. Родственные отношения между братом и сестрой здесь включает в себя половую связь между ними как нечто само собой разумеющееся. Пуналуальная семья исключает половую связь между единоутробными братьями и сестрами, т.е. со стороны матери.

Парная семья соединение отдельных пар на более или менее продолжительный срок, возникла на рубеже между дикостью и варварством. В основном характерна для эпохи варварства. Парный брак ввел новый элемент. Рядом с родной матерью, он поставил родного отца. Мужчина добивал пищу, необходимое для этого орудие, имел право собственности на это, а жена за домашнюю утварь. Дети умершего мужчины принадлежали не его роду, а роду своей матери. То же самое при разводе.

По мере того как богатства росли и давали мужу более влиятельное положение в семье, чем жене. Дети тоже принадлежать отцовской племени.

Моногамная семья возникла из парной семьи на рубеже между вредней и высшей ступенью варварства. Она основана на господство мужа с определенно выраженной целью рождения детей, происхождение которых от определенного отца не подлежит сомнению. Она отличается от парного брака большей прочностью брачных уз. Брак не может быть расторгнуть по желанию любой из сторон. Только муж может отвергнуть жену.

Моногамия возникла вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках- у мужчин, и из потребности передать эти богатства по наследству, детям именно этого мужчины, а не кого-либо другого.

Гл.3. Ирокезкий род (жил в эпоху дикости и варварства, основная общность –род).

Гл.4. Греческий род (в дикости -род, в варварстве- греческий род)

Гл.5. Возникновение Афинского государства – эпоха цивилизации

Гл.6. Род и государство в Риме.

Гл.7. Род у кельтов и германцев.

Гл.8. Образование государства у германцев

Гл.9. Варварство и цивилизация: 1)варварству характерно коллективное производство, роды, 2) для цивилизации- товарное производство, классы. Разделение труда, в том числе иностранный труд, появление металлических денег, чеканных монет, территориальные деления (на государства), публичная власть, для содержания которой граждане делали в взнос- налоги. Налогов недостаточно, появляются государственные долги, создаются классы, которые занимаются не только производством, а только обменом продуктов, т.е. купцов. 1- крупное разделение труда –пастушеские племена выделились из остальной массы варваров (в Азии). 2 разделение труда- ремесло отделилось от земледелия.