Свобода и ответственность
Одной из главнейших ценностей человека является свобода. Понятие свободы имеет непосредственное отношение к понятию судьбы. Люди во все времена задумывались о границах своей свободы, о возможности изменить свою судьбу. В древних цивилизациях существовали фаталистические представления о судьбе человека. Фатализм– это вера в предопределенность судьбы богами или некоей высшей силой, которой подчиняются даже боги. В индийской культуре судьба зависела от неумолимого закона воздаяния – кармы, которую человек зарабатывал своей предшествующей жизнью.
Частичное преодоление фатализма происходит в средневековойхристианской культуре. Человек наделен Богом«свободой воли». Это означает, что Бог постоянно ставит человека в определенные условия и обстоятельства, но выбор поступка в этих условиях он оставляет за человеком.
В Новое время формируется научная убежденность в возможность познания всех объективных закономерностей окружающего мира. С одной стороны, человек признает необходимость подчинения объективным законам действительности, а значит, свою несвободу, но, с другой стороны, поскольку «знание – сила», то познание природных законов позволит человеку обрести власть над природой и взять под контроль каждую конкретную ситуацию. В данном случае свобода трактуется как «познанная необходимость».
В полном социальных потрясений ХХ в. большое внимание проблеме свободы уделили представители экзистенциализма. Свободу они считали сущностной чертой человека. Во внешней, предметно-вещественной жизни, человек, конечно же, не свободен, зависит от многообразных природных и социальных факторов. Человек свободен в том смысле, что может по-разному относиться к той или инойситуации. Он не запрограммирован инстинктами, как утверждал З. Фрейд, или же окружающей общественной средой, как утверждал К. Маркс, и потому трудно предсказать его действия. Человек – это постоянно незавершенный проект, он сам себя постоянно конструирует, изобретает, и в этой внутренней творческой деятельности он свободен. Можно сказать, человек обречен на свободу, так как она постоянно ставит человека перед нелегкой необходимостью выбора тех или иных ценностей, идеалов и норм поведения. Причем, никаких универсальных, всеобщих и единственно правильных систем ориентиров нет. При принятии решений человек не может с уверенностью опереться на христианскую или другую мораль, все относительно, ничто не указывает, как нужно правильно действовать.Сделав выбор, человек несет за него личную ответственностьи не может переложить ее на других людей или обстоятельства. Для человека «нет алиби», т. е. нет оправданий. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность и в то же время предопределяет будущее мира. Идеи экзистенциалистов носят ярко выраженный этический характер и подчеркивают тесную взаимосвязь между свободой и ответственностью личности.
В современную эпоху степень свободы человека западной цивилизации существенно возросла. Если взять такой аспект свободы, как отсутствиепринуждения, то в демократическом обществе человек свободен от прямого экономического и политического принуждения. Если понимать свободу как возможность самореализации, то обществопредоставляет личности достаточное количество возможностей для достиженияэтой цели. Духовная свобода личности, как отмечают представители постмодернизма, также возрастает, что обусловлено кризисом системы ценностей в культуре. Ценности присутствуют в культуре, но распалась их иерархия, система соподчинения, и они больше не ориентируют личность в ее повседневной жизни. Отсутствие общепринятой системы ценностей дает человеку свободу выбора, которая в современных условиях жизни ему не нужна и от которой он фактически отказывается. Современному человеку вполне комфортно живется, и поэтому он с легкостью препоручает право делать выбор и принимать решения различным социальным структурам (государственным органам, СМИ, системе образования и т. д.), что отражает состояние усталости современного человека, снижение его жизненной энергии.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание