7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
Природа человека– это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку разумному во все времена и в любом обществе и выражающих специфику человека как живого существа.
Сущность человека – это его определяющая, главенствующая черта.
В философии существуют разные модели природы человека. В материалистической линии философии обосновывается двуединая модель человека как биосоциального существа. Человека условноможно разделить на две составляющие –телоисознание. Тело обладает природными, заложенными на генетическом уровне программами жизнедеятельности, сознание – социально обусловленными программами жизнедеятельности. Различное сочетание биологических и социальных программ поведения порождает бесконечное многообразие личностей. Таким образом,природа человека является и биологической, и социальной. Вместе с тем возникают вопросы по поводу соотношения биологического и социального в человеке. Ведущим компонентом природы человека считается социальное, так как все, чем человек отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. Поэтому признается, что сущность человекасоциальна. Причем, онане абстрактна, а конкретно-исторична, т. е. изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, общества, культуры, бытовой среды и т. д. Несмотря на всю значительность социальной сущности человека, ее нельзя отрывать или противопоставлять природному, биологическому началу. Человек – не толькосоциальное существо, но и сложное природное образование, живой организм, подчиняющийся определенным биологическим закономерностям.
В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке преувеличение роли одной из составляющих и недооценка значения другой приводят к появлению либо биологизаторских, либо социологизаторских концепций. К биологизаторским концепциямотносятся, например, расизм, сексизм (ориентация, которая ставит в неблагоприятные условия один пол по отношению к другому). Длясоциологизаторских концепцийхарактерно пренебрежение к биологическому в человеке, оценка социального как более высокого, «благородного». Исток подобных воззрений коренится отчасти в христианской традиции, резко противопоставляющей духовное плотскому как возвышенное низменному. Недооценка биологического явственно прослеживалась в социальной политике государства в СССР, что находило выражение в так называемом «остаточном принципе» финансирования развития тех отраслей, которые призваны удовлетворять человеческие потребности: жилищное строительство, легкаяи пищевая промышленность, здравоохранение и др. Результатами сталинизкая средняя продолжительность жизни, ухудшение показателей здоровья населения и т. д.
Более объемной является триединая модель человека, принимающая во внимание, помимо биологической и социальной, еще и метафизическую его составляющую. В данном случае человек рассматривается в единстве таких компонентов, как тело, душа и дух.
Дух– это способность воспринимать высшие идеалы и ценности неутилитарного характера (из которых нельзя извлечь практическую пользу, выгоду): этические, эстетические, религиозные и др. Именно дух является сущностным отличием человека. Дух проявляется в деятельности разума, в высших эмоциональных качествах человека – доброте, любви, раскаянии, удивлении, благоговении и др. Дух не приобретается путем бесконечного повышения уровня интеллектуального развития. Он возникает из неких метафизических, сверхъестественных основ бытия. В отличие от других составляющих, дух – это потенциальное свойство человека, и жизненной задачей, предназначением каждого индивида является актуализация, развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное их количество бездуховно и представляет собой всего лишь, по определению Ф. Ницше, «супершимпанзе», т. е. не более чем хитроумное животное. Между тем, именно воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений – в развитие истории и культуры. Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.
Понятие души родственно понятию духа, но не тождественно ему. Дух – это сфера идеалов, задающая человеку вертикальный вектор развития, выводящая его за пределы себя и окружающей среды.Душа– это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей как реакция на воздействие окружающего мира.
В триединой модели человека тело– это, с одной стороны, биологическая, природная составляющая человека, с другой стороны, продукт социокультурной эволюции. Отношение к телу в различные исторические эпохи и в различных обществах было разное. В античности был культ прекрасного человеческого тела. В средневековье подвлиянием христианства тело считалось источником греха, порока, принятобыло его стыдиться и прятать. Тело изнуряли постами, обетами, игнорировавшими его естественные потребности (обет безбрачия, отказ от мытья, ношение власяниц, вериг и т. д.). В эпоху Возрождения началось возвращение к телесным идеалам античности. Сейчас мы живем в эпоху культа тела и телесных потребностей. Мода через средства массовой информации навязывает определенные представления о стандартах внешнего вида, на которые ориентируются люди.
В богословии, религиозной философии утверждается определенная иерархия тела, души и духа. Считается, что дух должен был находить себе пищу в Боге, жить Богом; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душою, – таково было первоначальное устроение бессмертной природы человека. Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души; душа в свою очередь начинает жить жизнью тела; и наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается. Нарушение иерархии тела, души и духа является главной причиной антропологического кризиса как явления современной техногенной цивилизации.
Таким образом, сущностью человека являются либо социокультурные программы жизнедеятельности (в двуединой модели), либо дух (в триединой модели). И то, и другое не наличествуют в человеке от рождения. Свою сущность человек вынужден формировать в процессе существования. По замечанию представителей экзистенциализма, только у человека существование предшествует сущности. Это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Онсам создает свою сущность, а следовательно, творит самого себя.Причем, это осуществляется не раз и навсегда, а каждодневно. Человек в каждый момент своего существования представляет собой неокончательный результат, а незавершенный проект. Он постоянноустремлен в будущее.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание