92. Глобальные проблемы современности.
По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам:
Проблемы экономического и политического взаимодействия государств:
проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;
проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;
Проблемы взаимодействия общества и природы:
предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;
обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией,продовольствием);
освоение мирового океана и космического пространства;
Проблемы взаимоотношений людей и общества:
проблема роста народонаселения;
проблема охраны и укрепления здоровья людей;
проблемы образования и культурного роста;
В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. Но "потепление" международного климата, сокращение гонки вооружений создает политические и экономические предпосылки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка.
Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Человек на первых этапах своей истории был естественным звеном биосферы и биотического кругооборота, сегодня же он своими действиями нарушает естественый ход вещей:
из недр Земли извлекается млрд. тонн полезных ископаемых;
расходуется млрд. тонн растительной массы
выбрасывается в атмосферу промышленная углекислота
в Мировой океан и реки сбрасывается нефть и нефтепродукты, поэтому обостряется с каждым днем проблема питьевой воды
смог над городами
исчезают многие виды животных и растений
Но дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические, происходили и будут происходить независимо от человека, поэтому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью группу.
Первая из них - это проблема народонаселения. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в конечном счете приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ. Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Решение этой проблемы, как и других,упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.