13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
В соответствии с диалектико-материалистическим анализом общества источником общественного развития являются социальные противоречия(между обществом и природой, между отдельными сферами общества, между социальными группами и т. д.). Благодаря противоречиям в обществе происходят социальные изменения, которые осуществляются в различных формах. При анализе форм социальных изменений социальная философия чаще всего учитывает масштабы происходящих изменений. Традиционно выделяют две формы социальных отношений – эволюцию и революцию.Эволюция– сравнительно плавные, количественные, постепенные преобразования отдельных сторон общественной жизни.Революция– качественное, резкое изменение всех сторон общественной жизни. Революции могут быть социальными, политическими, культурными, научными, научно-техническими и др. В реальных процессах развития революция и эволюция являются в равной мере необходимыми компонентами социальных изменений и образуют противоречивое единство.
От понятий «эволюция» и «революция» следует отличать понятие «реформа». Реформа – преобразование, изменение, переустройствокакой-либо стороны общественной жизни, при котором сохраняются основы существующей социальной структуры. Реформа может бытьсоставной частью эволюционных и революционных изменений. Ноесли в эволюционном изменении реформа является ведущей формой развития, то в революционном развитии реформе отводится вспомогательная роль.
Сторонники различных подходов в понимании социальной динамики отдают приоритет одному их указанных форм изменений. Например, сторонники марксизма отдают предпочтение революции, реформам же приписывают вспомогательную роль, а часто и компромиссный, реакционный характер. При этом под революцией понимался переход к более прогрессивной ступени развития общества.Такие философы, как А. Тойнби, Г. Спенсер, русские религиозныефилософыХХ в., наоборот, подчеркивали разрушающее воздействие революции на исторический процесс вследствие ее насильственного характера.
В обществе существуют взаимоотношения между разными классами, социальными группами и в соответствии с этим могут возникать конфликты. Социальные конфликты различаются по форме, средствам, которые используют конфликтующие стороны: прямое насилие, принуждение, обман, насильственные методы устранения социальных конфликтов и достижения согласия.
Прослеживая динамику социальных отношений, следует отметить рост насилия в истории человечества. Насилие существовало еще в традиционных обществах, когда «чужого» готовы были истребить. В индустриальном обществе на первый план выступают скрытые формы насилия, инструментами которого являются информация, интеллект, различные высокоорганизованные технологии. Но, тем не менее, история показывает, что насилие носит разрушительный, деструктивный характер. Насильственные действия, когда накоплен огромный арсенал смертоносного оружия, угрожающего жизни не только человека, но и человечества, особенно опасны в современном мире. Для разрешения социальных конфликтов появились различного рода институты, находящие механизмы согласования интересов различных социальных групп, предотвращающие конфликтные ситуации законными методами.
Альтернативой насилию является концепция ненасилия– это оппозиция насилию в любых его формах, в ее основе лежат особое отношение к человеку как высшей ценности, а также нравственные принципы взаимопонимания, терпимости, сопереживания. Она использует диалог, компромисс, сотрудничество, консенсус и др. Концепция ненасилия предлагается всеми религиями и культурами мира. Некоторые политики используют в качестве воздействия убеждение, уступки, сотрудничество, честность, прощение вместо кары. Разработаны следующиепринципы ненасилия:
·стремление к справедливости, содействуя которой через любовь и ненасилие, мы вносим вклад в гармонию Вселенной;
·в борьбе нельзя унижать противника;
·насилием боремся со злом, а не с теми, кто стал его жертвой;
·духовное насилие также недопустимо, как и физическое;
·вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не должен стремиться ответить ударом на удар.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание