8. Философия Аристотеля.
Среди учеников Платона выделялся одаренный мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н.э.) из Стагиры. Он 20 лет пробыл в Академии Платона. Платон высоко ценил своего ученика. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее он скажет: «Платон мне друг, но истина дороже!» и подвергнет отрицательной критике платонизм.
Аристотель был воспитателем Александра Македонского с 13 лет до 17 лет, т. е. 4 года. В 50лет открыл в Афинах философскую школу - Ликей, названную так из-за близости храма Аполлона Ликейского, просуществовавшему до 4 в н. э. Обучал на ходу. Учителя и ученики ходили кругами по аллее – перапатетики. Аристотель – мыслитель, энциклопедист, оставил сочинения по всем важным областям знаний. Им написано более 150 научных трудов, посвящённых онтологическим проблемам, вопросам философии природы, естественных наук, этическим, эстетическим, политическим проблемам, логики и метрологии. Аристотель был первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей.
Логические сочинения «Органон» («категория», «Аналитика», «Топика»). Естественнонаучные сочинения «О физике», «О небе», «О душе», «О частях животных», «О происхождении животных». Философское – «Метафизика». Этические и социально-политические. «Этика». «Политика». Искусство и ораторское искусство «Поэтика», «Риторика».
Аристотелю принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими науками.
Теоретические: метафизика – изучает первопричины всех вещей, первоначала всего сущего: физика – изучает состояние тел и определенные «материи»; математика – абстрактные свойства реальных вещей. Практические: этика – наука о норме поведения людей: экономика, политика. Теоретические науки, связанные с деятельностью творцов: поэтика – теория стихосложения; риторика – теория ораторского искусства ремесла.
В метафизике центральное место занимает классификация и анализ причин. Аристотель выделяет 4 вида причин. 1. Материальные – то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образует сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. 3. Действующие или производящие - рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей. 4. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Понятие энергии впервые было сформулировано Аристотелем. Завершение развития, воплощение энергии у Аристотеля носит название Энтелехии. Под энтелехией Аристотель понимал достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие содержит в себе внутренние цели. Благодаря цели, заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, как бы в скрытом виде. Открыто он проявляет себя, когда процесс закончился, и движение достигло своего завершения, цели развития.
Особое назначение имеет его учение о бытии, в котором материалистические идеи сочетаются с идеализмом. Основой всякого бытия он считает так называемую «первую материю». Аристотель считает её вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличится или умен6ьшится в своём количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма – это причина становления многообразных вещей из однообразной материи: - материя всего рода глина. Для того чтобы из неё возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог – перводвигатель. Таким образом, по Аристотелю, материал выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Мир, по Аристотелю, не стоит на месте, он постоянно изменяется. Он признаёт движение как нечто само собой разумеющееся, источник движения он видел в столкновениях.
Идеализм Аристотеля наглядно прослеживается в учении о душе: душа присуша только живому существу обладают растения, животные и человек. Но в каждом проявлении душа носит своеобразный характер. «Растительная душа» ведает функциями питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям души прибавляется способность желания, то есть стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает только человек. Душа действует и движет, тело испытывает. Душа есть причина и начало живого тела. Аристотель определяет разумную душу как часть души, которая познают и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного двигателя, который есть чистое мышление и, которым живет все в мире. Большой Вклад внёс Аристотель в учение о познании, рассматривания в единстве чувственное и рациональное познание. Он первые в истории создал систему логики (учение о правильном мышлении), которая на протяжении многих веков служила главным средством научного доказательства. Большое внимание Аристотель уделял учению о природе человека и государства. Человека он понимал как политическое существо, гениально угадав социальное в человеке. Человек родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Центральное место Аристотель отводил понятию справедливости. Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о других, в свою очередь, есть проявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает себя, прежде всего, политическим существом. Справедливость рассматривается в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Аристотель выступал в качества защитника и идеолога рабства, раба не считал за человека, оценивая его как говорящее орудие, а рабовладельческий строй – вечным, данным от природы. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость – писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие этики – добродетель. Добродетель он делил на два вида: диапоэтические, интеллектуальные и этические (волевые). Диапоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические складываются благодаря привычке. Решающие значение, для Аристотеля, имеют допоэтические добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие. Высшей формой деятельности является познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в почестях, не в деятельности, направленной на достижение каких-то целей, пользы, а в самом процессе теоретической деятельности в созерцании.
Философия Аристотеля является не только вершиной античной философии, но и всего древнего мышления, и наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.
Античная философия продолжалась и в послеаристотелевские времена (эллинистической и римской природы). Появились новые школы (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм) крупные философы. Они сформулировали новые идеи, но в целом глубина и оригинальность их значительно уступает идеям, выдвинутым раньше.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.