logo search
Философия2178

12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства

В современном мире перед политической философией стоит не толькозадача выявления сущности разнообразных политическихфеноменов, но и задача придания политическому миру гуманистической ориентации. Успешное развитие общества возможно при условии, если надежнодействуют социальные регуляторы. В качестве социальных регуляторов выступают законы и нормы морали, законы и нормы права.

Мораль и политикакак сферы общества, специализирующиеся нарегуляции поведения, совпадают в своих главных общественных функциях. Политика, как и мораль, претендует на защиту общегоблага и социальной справедливости, хотя часто она далека от выполнения этих задач. По сути дела политика – специфическое дополнение морали, внешнее выражение и материализация механизмов нравственного самоконтроля. Например, характерную для морали функцию угрызений совести выполняет суд. Но, несмотря на это, политика имеет ряд отличий от морали:

1. Источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп. Непосредственным источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит человеку личной выгоды.

2. Нравственные законы носят абстрактно-нормативный характер. Требования политики всегда конкретны и облечены в форму закона, нарушение которого влечет за собой наказание.

3. Политика целесообразна, т. е. ориентирована на достижение определенных целей и результатов. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели.

4. Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика носит групповой, коллективный характер.

5. Политика опирается на силу, использует принудительные санкции за невыполнение требований. Мораль же в принципе отвергает насилие, опираясь главным образом на совесть и т. д.

В политической философии можно выделить четыре главных подхода в решении проблемы взаимоотношения политики и морали.

Первый подход, морализаторский, господствовал с древних времен вплоть до Нового времени. Представители данного подхода полагали, что политика должна иметь высоконравственные цели (общее благо, справедливость и т. д.) и ни при каких обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность), используя при этом нравственно допустимые средства.

Сторонники второго подхода выдвинули идею автономности политики и морали. Они полагали, что политика и мораль не должны вмешиваться в сферы деятельности друг друга. Мораль – дело гражданского общества, личной ответственности, политика – это область противоборства групповых интересов, она свободна от нравственности (Н. Макиавелли, В. И. Ленин и др.).

Третий подход утверждает: мораль и политика есть две непримиримые противоположности (М. А. Бакунин, Н. А. Бердяев и др.).Представители данного подхода рассматривают политику как насилие, зло, «грязное дело», присутствующее в жизни общества, но которое следует в будущем уничтожить.

Четвертый подход, компромиссный(М. Вебер), является доминирующим в современной политической философии. Этот подход исходит из признания необходимости влияния морали на политику, но учитывая специфику последней. Этика должна учитывать особенности политики, главная из которых – неизбежность применения насилия. М. Вебер утверждал, что в принципе не может существовать единого нравственного кодекса, одинаково применимого к политическим, деловым, сексуальным, семейным и служебным отношениям.

Институциональное закрепление морали находит свое выражение, прежде всего, в нормах и законах права.

Право– система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства и выражающих требования формального равенства. Право имеет свои источники – законы, которые регулируют общественную жизнь людей писаными нормами права. В свое время Платон высказал пророческие слова о роли законов, подчеркнув их важность для стабильного существования государства.

Право выражается в официальной форме, его основными принципамиявляются демократизм, справедливость, равноправие, гуманизм. В праве выражается государственная политика, так как правовые нормы издаются государством.

В современных условиях важная роль отводится понятию правового государства, формирование которого возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Появление правового государства было обусловлено развитием гражданского общества. Исторически гражданское общество приходит на смену традиционному, основанному на сословно-иерархической системе отношений, в котором жестко регламентировались различные стороны жизни индивидов. Основой гражданского общества является свободный индивид, а предпосылкой его свободы является институт частной собственности,формирующий развитое гражданское самосознание.

Гражданское обществовключает всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.

Когда говорят о правовом государстве, то имеют в виду, что в нем права и свободы человека не только провозглашены, но и защищены, охраняются государством, а само государство действует в «правовом поле», т. е. законно. Государство становится правовым именно потому, что оно попадает под власть права, связано правом. Государство вправе разрабатывать и принимать закон, но само, в свою очередь, обязано действовать в рамках этого закона. Более того, правовое государство подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. Исходя из этого можно утверждать, что правовое государство ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядком в государстве и защищенностью граждан. Для реализации этихпринципов разработаны механизмы, достаточно успешно работающие в современном политическом мире.

Для становления и развития правового государства и гражданского общества необходимо взаимодействие политики, права, морали и нравственности. Источниками морально-нравственного поведениямогут быть ценности христианской религии; нравственные идеалы философов-гуманистов; современные концепции, пропагандирующие отношениек человеку как к высшей ценности и этику ненасильственной борьбы за справедливое общество. При этом необходимо помнить, что не бывает идеальной власти и идеального государства. Человечество еще не придумало некую совершенную форму государственного устройства, которая была бы эффективна, справедлива,жизнеспособна, одинаково нравилась бы всем и выражала интересы всех социальных групп и одновременно соответствовала бы принципам защиты прав человека и свобод личности.