logo search
Философия2178

4.2. Основные направления и идеи русской философии

Русская философия – совокупность философских идей и концепций, сложившихся в процессе развития русской культуры, начиная с ее возникновения и до сегодняшнего дня. Русскую философию отличает религиозно-нравственная направленность, связь с художественной литературой, социальная проблематика, дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие противостояния языческих и христианских воззрений. Одной из важнейших проблем русской философии является отношение к Западу, определение роли и местаРоссии в мировой истории, социальные преобразования.

Древнерусская философия с XI по XVII в. развивалась на основе византийской патристики. Это был период донациональной философии, так как русские мыслители не выдвинули оригинальных идей и теорий. В XVII в. на смену философии византийского типа приходит западноевропейская схоластика. В XVIII в. философия обособилась от религии и утвердилась как теоретическая наука, начало развиваться естественнонаучное материалистическое учение. Подлинно же оригинальнаянациональная философияпоявляется в России только в XIX в. Формированию национальной философии способствовали патриотический подъем первой четверти XIX в., связанный с победой над войском Наполеона и восстанием декабристов.

Центральной проблемой русской философии стала проблема «Россия и Запад», мыслители рассуждали о специфике культурного развития России в сравнении с западной культурой. Одним из первых национальных философов, задумавшихся над этой проблемой, был П. Я. Чаадаев. Свои мысли он высказал в «Философических письмах» (1829–1831 гг.). За резкую критику самодержавия, крепостничества, официального православия и других негативных сторон российской действительности император Николай I объявил его сумасшедшим. Чаадаев создал оригинальную теорию исторического развития. История России представлялась ему трагической и мучительной, оторванной от западноевропейской цивилизации. Достижения западноевропейской цивилизации он связывал с католицизмом. Католическая вера объединила европейские народы, но, по мысли Чаадаева, католицизм уже исчерпал опыт социального развития, и определенныйпозитивный потенциал им виделся в православии. Своеобразие России – в ее благоприятном культурно-географическом положении между Востоком и Западом. России необходимо соединить положительные стороны восточной и западной культур и развиваться не изолированно, а в русле мировой цивилизации.

Идеи П. Я. Чаадаева вызвали споры в общественной мысли середины XIX в. и разделили русских мыслителей на два лагеря: славянофилов и западников.

Славянофильство– направление в русской философии середины ХIХ в., представителями которого былиА. С. Хомяков, братьяИ. С. иК. С.Аксаковы,И. В. Киреевский и др. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, считали, что самобытность и уникальность русской культуры обусловливают особый цивилизационный путь развития России. В основе их учения находится идея о мессианской роли русского народа. Русский народ является оплотом истинной православной веры, ему принадлежит великое будущее – спасение всего человечества, отошедшего от истинной веры и духовности. Православие должно привести Россию к мировому лидерству. Славянофилы придавали большое значение крестьянской общине. Общинное устройство русской жизни является важнейшим признаком русского народа, определяющим его особый исторический путь. Они считали, что монархия – лучшая форма правления для России. Важное место в их учении занимает понятие соборности как всеобщего принципа бытия и социальной организации.Соборность– это объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу.

В полемике со славянофильством складывалось западничество,представителями которого являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огареви др. Западники считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и страны Западной Европы. Западники выступали за создание правового государства, где права и свобода личности гарантированы юридически. Западники критиковали православие и другие национальные особенности и традиции, которые сдерживали развитие России.

Полемика славянофилов и западников оказала большое влияние на развитие всей русской философии, в том числе и на творчество гениального писателя Ф. М. Достоевского. Писатель видел спасение русской культуры в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека. Вместе с другими мыслителями он разработалидеологию почвенничества, т. е. идеи об особой национальной почве, котораядолжна стать основой возрождения русской культуры. Эта почва состоит из идеалов и ценностей православия.

Религиозно-нравственная проблематика отражена в творчестве великих русских писателей, оказавших большое влияние на общественную и философскую мысль.

Отправной точкой философско-религиозного учения Л. Н. Толстогобыла идея создания «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической,дающей блаженство на земле». Основной тезис учения Толстого – принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел еще в древневосточных философских системах буддизма, даосизма, конфуцианства. Главную вину за то, что этика непротивления осталась непонятой человеком, Толстой возлагал на христианскую церковь. За яростную критику православия писатель был предан анафеме, т. е. отлучен от церкви.

Со второй половины XIX в. развивалась русская идеалистическаяирелигиозная философия. Значительный вклад в нее внес христианский философ, критик, публицист и поэтВ. С. Соловьев. Он полагал, что три силы играют роль в истории человечества: мусульманский Восток, европейский Запад и Россия. Предназначение русского народа – стать духовным лидером человечества. На мусульманском Востоке личность растворяется в обществе, западная же культура ставит личность на первое место. Соединить общественное и индивидуальное может русский народ. Соловьев критиковал славянофилов и считал, что нельзя противопоставлять Россию Европе. Философ рассматривал человечество как целостное единство. Россия должна хранить истинное христианство и духовно влиять на мир.

По мысли философа, необходим синтез философии, религии и науки, который позволит объединить интеллектуальную, эмоциональную и творческую сферы, что, в свою очередь, позволит соединиться с Богом. Философ также предлагал синтез православия и католицизма.Русская идея, по Соловьеву, означает призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский национальный характер.

Соловьев сформулировал исходные принципы русской философии. Главной идеей в его творчестве является учение об Абсолюте (всеединстве), Софии и Богочеловечестве.«Философия всеединства»становится ведущей линией русского философствования.Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб всем, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции.Соборность– это объединение человечества ради «духовного спасения» как отдельного человека, так и всего человечества. Особое место занимает учение оСофиибожественной премудрости, которая включает в себя истину, цельное знание и «вечную женственность».

В конце XIX – начале XX в. русская религиозная философия переживает период расцвета. «Новое религиозное сознание» было представлено идеями С. Н. Булгакова,Н. А. Бердяева,П. А. Флоренскогои др. Русских мыслителей интересовали проблемы выхода России из духовного, политического, экономического кризиса. Часть интеллигенции выход из кризиса видели в обновленном православии.

Одним из самых выдающихся философов этого периода был Н. А. Бердяев. Основными понятиями его философии были «свобода», «творчество», «дух». Философа также волновали проблемы русской культуры. Русская национальная мысль, по мнению философа, своими корнями уходит в идею о богоизбранности русского народа, о его мессианской роли. Путь России особенный, но не изолированный от мировой истории. «Русская идея» – это идея не исключительности нашего народа, а его взаимной связи с другими народами, ответственности за все человечество, более того – за космос», – настаивал Бердяев. Также мыслитель высказывал мысли об универсальном значении религии для личности, истории и культуры. Как и славянофилы, Бердяев писал о соборности, которую он понимал, как осознание родства всех верующих во Христа.

Особое место в русской философии занимает священник, философ Павел Александрович Флоренский. Он создал философию нового типа, представляющую собой всеохватывающий символистский синтез. В центре его философии проблемы слова, символа, имени. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделен, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Символ – это орган нашего общения с реальностью. Тем самым анализ языка (символики) любого фрагмента реальности оборачивается анализом целого. Всякое духовное явление заряжено внутренней энергией, которую дал Бог. Символ выявляет скрытую энергию, божественное начало. Так, например, икона является символом мира божественного.

Слово соединяет в себе все энергии, это выражение всего человека. Слово – это не просто знак, это сама реальность. В православии существует принцип «имяславия», согласно которому имя Бога есть сам Бог, поэтому нельзя произносить имя Бога всуе, через слово «Бог» человек оживляет Бога, общается с ним. В слове заключена магическая и мистическая сила. Магичность слова заключается во множестве сил, которые сконцентрированы в слове исторически. Поэтому необходимо осторожно относиться к употреблению слов. Особой магией обладает личное имя человека. В работе «Имена» Флоренский обосновал тайную гармонию между именем, человеком и событиями его жизни. По имени – житие.

Оригинальным учением является русский космизм. Основная идеярусского космизма – это идея активного вмешательства человека в протеканиеестественных природных процессов с целью приведения их в соответствие со своими представлениями о разумном и нравственном устройстве мира. Человечество должно усовершенствовать природу, внести в нее мир и гармонию вместо царящих хаоса и разрушения. Решение этой проблемы предполагает в том числе освоение космоса, преодоление болезней и смерти, достижение бессмертия.

Космизм утвердился в России в трех формах:

1. Культурно-философская форма на языке искусства выражала идеюединства природы, общества и человека (В. Ф. Одоевский, В. В. Хлебников, П. И. Чайковский, Н. К. Рерих и др.).

2. Религиозно-философская формасложилась в результатетеоретического осмысления взаимоотношений человека с миром в условияхускорения научно-технического прогресса. На ее становление повлияламировоззренческая традиция православия и некоторые идеи славянофилов (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и др.).

3. Естественнонаучная форма развивалась К. Э. Циолковским, Н. А. Умовым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским и др.Константин Эдуардович Циолковскийвысказал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе, так как нельзя всегда жить в колыбели. Циолковский верил, что освоение космоса поможет решить человечеству его насущные проблемы, сделает его более могущественным. Однако он предупреждал, что деятельность в космосе может быть сопряжена с немалым риском, возможным столкновением с враждебными силами, которые могут даже погубить человека. Циолковский сформулировал ряд идей, образующих «космическую этику»: равенство всех разумных существв космосе, взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.

В 20-х гг. XX в. в СССР утвердилась марксистско-ленинская философия. Единственно верным учением признавался диалектический материализм. Но в то же время и в этот период работали интересные мыслители. Значительный вклад в развитие русской философии внес философ-позитивист А. А. Богданов, создавший учение «тектология» (всеобщую организационную науку), которая предвосхитила современную кибернетику.

Со второй половины 30-х гг. усилилась идеологическая диктатура в философии, утвердился непререкаемый авторитет «философа» Сталина. Философская мысль оживилась в 60-е гг. во времена «хрущевской оттепели». Советские философы смогли познакомиться с западноевропейской философской мыслью. В этот период развивалась диалектическаялогика, методология науки, философия культуры, проблема ценностей. Наиболее выдающимися философами второй половины XX в. были Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич, С. С. Аверинцев и др.

РАЗДЕЛ ІІ. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ