4.2. Основные направления и идеи русской философии
Русская философия – совокупность философских идей и концепций, сложившихся в процессе развития русской культуры, начиная с ее возникновения и до сегодняшнего дня. Русскую философию отличает религиозно-нравственная направленность, связь с художественной литературой, социальная проблематика, дуализм в понимании мира, человека и истории как следствие противостояния языческих и христианских воззрений. Одной из важнейших проблем русской философии является отношение к Западу, определение роли и местаРоссии в мировой истории, социальные преобразования.
Древнерусская философия с XI по XVII в. развивалась на основе византийской патристики. Это был период донациональной философии, так как русские мыслители не выдвинули оригинальных идей и теорий. В XVII в. на смену философии византийского типа приходит западноевропейская схоластика. В XVIII в. философия обособилась от религии и утвердилась как теоретическая наука, начало развиваться естественнонаучное материалистическое учение. Подлинно же оригинальнаянациональная философияпоявляется в России только в XIX в. Формированию национальной философии способствовали патриотический подъем первой четверти XIX в., связанный с победой над войском Наполеона и восстанием декабристов.
Центральной проблемой русской философии стала проблема «Россия и Запад», мыслители рассуждали о специфике культурного развития России в сравнении с западной культурой. Одним из первых национальных философов, задумавшихся над этой проблемой, был П. Я. Чаадаев. Свои мысли он высказал в «Философических письмах» (1829–1831 гг.). За резкую критику самодержавия, крепостничества, официального православия и других негативных сторон российской действительности император Николай I объявил его сумасшедшим. Чаадаев создал оригинальную теорию исторического развития. История России представлялась ему трагической и мучительной, оторванной от западноевропейской цивилизации. Достижения западноевропейской цивилизации он связывал с католицизмом. Католическая вера объединила европейские народы, но, по мысли Чаадаева, католицизм уже исчерпал опыт социального развития, и определенныйпозитивный потенциал им виделся в православии. Своеобразие России – в ее благоприятном культурно-географическом положении между Востоком и Западом. России необходимо соединить положительные стороны восточной и западной культур и развиваться не изолированно, а в русле мировой цивилизации.
Идеи П. Я. Чаадаева вызвали споры в общественной мысли середины XIX в. и разделили русских мыслителей на два лагеря: славянофилов и западников.
Славянофильство– направление в русской философии середины ХIХ в., представителями которого былиА. С. Хомяков, братьяИ. С. иК. С.Аксаковы,И. В. Киреевский и др. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, считали, что самобытность и уникальность русской культуры обусловливают особый цивилизационный путь развития России. В основе их учения находится идея о мессианской роли русского народа. Русский народ является оплотом истинной православной веры, ему принадлежит великое будущее – спасение всего человечества, отошедшего от истинной веры и духовности. Православие должно привести Россию к мировому лидерству. Славянофилы придавали большое значение крестьянской общине. Общинное устройство русской жизни является важнейшим признаком русского народа, определяющим его особый исторический путь. Они считали, что монархия – лучшая форма правления для России. Важное место в их учении занимает понятие соборности как всеобщего принципа бытия и социальной организации.Соборность– это объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу.
В полемике со славянофильством складывалось западничество,представителями которого являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огареви др. Западники считали, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь, что и страны Западной Европы. Западники выступали за создание правового государства, где права и свобода личности гарантированы юридически. Западники критиковали православие и другие национальные особенности и традиции, которые сдерживали развитие России.
Полемика славянофилов и западников оказала большое влияние на развитие всей русской философии, в том числе и на творчество гениального писателя Ф. М. Достоевского. Писатель видел спасение русской культуры в религиозном возрождении и внутреннем преображении человека. Вместе с другими мыслителями он разработалидеологию почвенничества, т. е. идеи об особой национальной почве, котораядолжна стать основой возрождения русской культуры. Эта почва состоит из идеалов и ценностей православия.
Религиозно-нравственная проблематика отражена в творчестве великих русских писателей, оказавших большое влияние на общественную и философскую мысль.
Отправной точкой философско-религиозного учения Л. Н. Толстогобыла идея создания «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической,дающей блаженство на земле». Основной тезис учения Толстого – принцип непротивления злу насилием, истоки которого он видел еще в древневосточных философских системах буддизма, даосизма, конфуцианства. Главную вину за то, что этика непротивления осталась непонятой человеком, Толстой возлагал на христианскую церковь. За яростную критику православия писатель был предан анафеме, т. е. отлучен от церкви.
Со второй половины XIX в. развивалась русская идеалистическаяирелигиозная философия. Значительный вклад в нее внес христианский философ, критик, публицист и поэтВ. С. Соловьев. Он полагал, что три силы играют роль в истории человечества: мусульманский Восток, европейский Запад и Россия. Предназначение русского народа – стать духовным лидером человечества. На мусульманском Востоке личность растворяется в обществе, западная же культура ставит личность на первое место. Соединить общественное и индивидуальное может русский народ. Соловьев критиковал славянофилов и считал, что нельзя противопоставлять Россию Европе. Философ рассматривал человечество как целостное единство. Россия должна хранить истинное христианство и духовно влиять на мир.
По мысли философа, необходим синтез философии, религии и науки, который позволит объединить интеллектуальную, эмоциональную и творческую сферы, что, в свою очередь, позволит соединиться с Богом. Философ также предлагал синтез православия и католицизма.Русская идея, по Соловьеву, означает призыв к интеллигенции постараться восстановить в себе русский национальный характер.
Соловьев сформулировал исходные принципы русской философии. Главной идеей в его творчестве является учение об Абсолюте (всеединстве), Софии и Богочеловечестве.«Философия всеединства»становится ведущей линией русского философствования.Всеединство есть такое состояние, в котором единое существует не за счет всех или в ущерб всем, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность его эволюции.Соборность– это объединение человечества ради «духовного спасения» как отдельного человека, так и всего человечества. Особое место занимает учение оСофии – божественной премудрости, которая включает в себя истину, цельное знание и «вечную женственность».
В конце XIX – начале XX в. русская религиозная философия переживает период расцвета. «Новое религиозное сознание» было представлено идеями С. Н. Булгакова,Н. А. Бердяева,П. А. Флоренскогои др. Русских мыслителей интересовали проблемы выхода России из духовного, политического, экономического кризиса. Часть интеллигенции выход из кризиса видели в обновленном православии.
Одним из самых выдающихся философов этого периода был Н. А. Бердяев. Основными понятиями его философии были «свобода», «творчество», «дух». Философа также волновали проблемы русской культуры. Русская национальная мысль, по мнению философа, своими корнями уходит в идею о богоизбранности русского народа, о его мессианской роли. Путь России особенный, но не изолированный от мировой истории. «Русская идея» – это идея не исключительности нашего народа, а его взаимной связи с другими народами, ответственности за все человечество, более того – за космос», – настаивал Бердяев. Также мыслитель высказывал мысли об универсальном значении религии для личности, истории и культуры. Как и славянофилы, Бердяев писал о соборности, которую он понимал, как осознание родства всех верующих во Христа.
Особое место в русской философии занимает священник, философ Павел Александрович Флоренский. Он создал философию нового типа, представляющую собой всеохватывающий символистский синтез. В центре его философии проблемы слова, символа, имени. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделен, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Символ – это орган нашего общения с реальностью. Тем самым анализ языка (символики) любого фрагмента реальности оборачивается анализом целого. Всякое духовное явление заряжено внутренней энергией, которую дал Бог. Символ выявляет скрытую энергию, божественное начало. Так, например, икона является символом мира божественного.
Слово соединяет в себе все энергии, это выражение всего человека. Слово – это не просто знак, это сама реальность. В православии существует принцип «имяславия», согласно которому имя Бога есть сам Бог, поэтому нельзя произносить имя Бога всуе, через слово «Бог» человек оживляет Бога, общается с ним. В слове заключена магическая и мистическая сила. Магичность слова заключается во множестве сил, которые сконцентрированы в слове исторически. Поэтому необходимо осторожно относиться к употреблению слов. Особой магией обладает личное имя человека. В работе «Имена» Флоренский обосновал тайную гармонию между именем, человеком и событиями его жизни. По имени – житие.
Оригинальным учением является русский космизм. Основная идеярусского космизма – это идея активного вмешательства человека в протеканиеестественных природных процессов с целью приведения их в соответствие со своими представлениями о разумном и нравственном устройстве мира. Человечество должно усовершенствовать природу, внести в нее мир и гармонию вместо царящих хаоса и разрушения. Решение этой проблемы предполагает в том числе освоение космоса, преодоление болезней и смерти, достижение бессмертия.
Космизм утвердился в России в трех формах:
1. Культурно-философская форма на языке искусства выражала идеюединства природы, общества и человека (В. Ф. Одоевский, В. В. Хлебников, П. И. Чайковский, Н. К. Рерих и др.).
2. Религиозно-философская формасложилась в результатетеоретического осмысления взаимоотношений человека с миром в условияхускорения научно-технического прогресса. На ее становление повлияламировоззренческая традиция православия и некоторые идеи славянофилов (Н. Ф. Федоров, В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и др.).
3. Естественнонаучная форма развивалась К. Э. Циолковским, Н. А. Умовым, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским и др.Константин Эдуардович Циолковскийвысказал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе, так как нельзя всегда жить в колыбели. Циолковский верил, что освоение космоса поможет решить человечеству его насущные проблемы, сделает его более могущественным. Однако он предупреждал, что деятельность в космосе может быть сопряжена с немалым риском, возможным столкновением с враждебными силами, которые могут даже погубить человека. Циолковский сформулировал ряд идей, образующих «космическую этику»: равенство всех разумных существв космосе, взаимная ответственность за сохранение жизни, ненасилие.
В 20-х гг. XX в. в СССР утвердилась марксистско-ленинская философия. Единственно верным учением признавался диалектический материализм. Но в то же время и в этот период работали интересные мыслители. Значительный вклад в развитие русской философии внес философ-позитивист А. А. Богданов, создавший учение «тектология» (всеобщую организационную науку), которая предвосхитила современную кибернетику.
Со второй половины 30-х гг. усилилась идеологическая диктатура в философии, утвердился непререкаемый авторитет «философа» Сталина. Философская мысль оживилась в 60-е гг. во времена «хрущевской оттепели». Советские философы смогли познакомиться с западноевропейской философской мыслью. В этот период развивалась диалектическаялогика, методология науки, философия культуры, проблема ценностей. Наиболее выдающимися философами второй половины XX в. были Ю. М. Лотман, А. Я. Гуревич, С. С. Аверинцев и др.
РАЗДЕЛ ІІ. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание