logo search
Философия2178

5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции

В философию термин «метафизика» был введен в 1 в. до н. э. Андроником Родосским. В древнем собрании работ Аристотеля, систематизацию которых провел Андроник Родосский, совокупность работ по философии шла после естественнонаучных трудов и была условно помечена словами «то, что идет после физики» (meta ta Physica).

В современной философии можно выделить три основные традиции в толковании понятия «метафизика»:

1. Нередко понятие «метафизика» выступает как синоним философии. Метафизика и философия понимались как науки о высших, неизменных, недоступных органам чувств началах и причинах всего существующего, обязательных для всех наук. Подобное толкование метафизики берет свое начало с Античности, с творчества Аристотеля.

2. В ряде философских систем понятие «метафизика» сужалось и отождествлялось с онтологией. В данном случае под метафизикой понималось учение о бытии, независимо от его частных видов. Метафизика не распространялась на гносеологию, логику, философскую антропологию и другие разделы философии.

3. Третья традиция в понимании термина «метафизика» формируется в ХVII–ХVIII вв. В это время под метафизикой стали понимать философский, антидиалектический способ мышления, который отрицает всеобщие связи бытия и развитие бытия. Но, говоря о метафизике как о способе мышления, нельзя принижать его познавательные возможности. В повседневной жизни, в быту для большинства людей метафизика является основным способом рассудочного (нетеоретического) мышления и может служить дополнением к диалектической картине мира.

В настоящее время наиболее распространенным в отечественной философии является следующее определение метафизики.

Метафизика– философское учение о предельных, сверхопытных принципах и началах бытия, знания, человека и культуры.

Традиция метафизического мышления, зародившаяся в древности, по-видимому, отвечает глубокой потребности человеческой природы, и хотя достижения метафизики не столь впечатляющи, как успехи науки, она будет существовать до тех пор, пока существует страсть к абсолютному познанию.