36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
Пространство– это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.
Время– 1) длительность явления;
2) следование сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени.
Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину.
Время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.
Приведенные определения носят диалектико-материалистический характер. Они показывают невозможность дать понятия пространства и времени в их отрыве от материи. Зависимость пространства и времени от материи определяет все их основные свойства. Хотя и пространство, и время есть формы существования материи в равной степени, между ними все же существуют различия, а так же есть и общие свойства.
Свойства пространства и времени.
1. Общие свойства:
1) объективность;
2) абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;
3) относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
4) бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.
2. Специфические свойства:
5) непрерывность и прерывность – свойство связано с движением пространства и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;
6) мерность – пространственно-временные отношения м.б. описаны при помощи трех пространственных отношений и одного временного отношения; существует понятие n-мерного пространства, т.е. добавляются другие характеристики: t, p.
7) Время одномерно – т.е. оно необратимо, это свойство обусловлено характером причинно-следственных отношений.
Проблемы пространства и времени в философии.
То или иное понимание пространства и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и покоя.
Демокрит: вводит понятие пустого пространства для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения.
Такой подход к пониманию пространства и времени был характерен для многих материалистов Древней Греции.
Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.
Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространства. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно.
Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время – чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная
длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для Лейбница, Декарта и др.
Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия,- нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения.
В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. Диалектика пространства, времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божественного духа.
Субъективные идеалисты: Беркли, Юм, Кант, отчасти Мах.
Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека.
Диалектический материализм: пространство и время – это форы или способы существования материи.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.