33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
1-ая концепция: бытие сходно с такими понятиями как действительность, реальность, существование и в некоторых контекстах употребляются как синонимы.
по Спиркину: бытие есть всё что есть и материальные вещи и духовные явления, процессы. Антитеза Бытия – ничто.
2-ая концепция: отождествление бытия и материи. В этом случае Бытие противостоит сознанию. Эта позиция диалектического материализма. В историч. материализме подразумевается общественное бытие, как результат жизнедеятельности людей.
3-я концепция: разграничение сущего и существования. т.е . Бытие означает существование (быть значит существовать). Бытие не однородно, т.е. мир в целом, существование отдельных вещей, человека в обществе и т.д.
Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому самое бедное по содержанию, но по объёму - самое богатое, так как под него подпадает всё, что существует во Вселенной, в том числе и сама Вселенная как отдельно взятое сущее.
Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его в виде некоего самого большого шарообразного "футляра", вмещающего все, что существует в мире.
Демокрит утверждал, что бытие- это атомы.
Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею, ведущую "самостоятельную" жизнь где-то на "хребте неба".
Философия фиксирует не просто существование вещи (или человека, или идеи, или мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния, идеи, мир в целом) вместе со всеми их свойствами, особенностями существует в мире. И фиксируется данные связи, характеристики с помощью категории бытия.
Соответственно понимание категории бытия включает два тесно взаимосвязанных смысловых оттенка. Первый и начальный смысл - "полагание вещей" (мира в целом) с внутренне присущими им свойствами - исходный пункт философского категориального анализа.
"Бытие" во втором, более широком смысле- категория, точнее семья категорий, с помощью которых Философия стремится наиболее полно и глубоко ухватить, осмыслить ранее рассмотренную проблему бытия.
Философская категория бытия включает в себя комплекс различных проблем. Для философии жизни (Ницше, Бергсон) и философия Экзистенциализма, бытие есть наше собственное существование, непрерывная смена наших ощущений, желаний, эмоций.
Хайдеггер: «Понятие бытия- неопределимо». Один вид бытия- наше собственное существование. Бытие- самосознающее бытие человека.
Гуссерель: «Категория бытия- то, о чем говорим и пишем». Он заменяет понятие бытия понятием жизненного мира, на основе которого складывается наука.
Проблема форм бытия важна, следовательно для повседневной практики и познавательной деятельности людей. Принципиально важна она и для Философии. Раз осн. вопрос Философии - это вопрос об отношении мышления к бытию, то его глубокое разрешение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его осн. форм.
Можно выделить след. различающиеся, но и взаимосвязанные осн. формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на : бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2. бытие человека, которое подразделяются на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
3. бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;
4. бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.