31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
Философские идеи периода развития кыргызской философии, который охватывает время от присоединения к России до победы Октябрьской революции нашли отражение в творчестве акынов мыслителей , таких как Калыгул (1785-1855), Арстанбек (1824-1918), Молдо Кылыч (1866-1917), Дженижок (1860-1918).
Эпоха, в которой жили и творили эти акыны-мыслители (XIX в. и начало XX в), характеризуется сильнейшими социальными потрясениями, переворачивающими до основания сложившийся в течение тысячелетий уклад жизни целых народов. Кыргызстан освободившись из под гнета Кокандского ханства, вошел в состав Российской империи. Несмотря на колонизаторскую политику самодержавия, по своим историческим последствиям вхождения Кыргызстана в состав России было явлением прогрессивным. Благодаря этому историческому событию происходят серьезные изменения в области экономики и культуры кыр-го об-ва.
Социально-полит-е сдвиги и изменения, происходившие в Кыргызстане, нашли свое отражение и в области дух-й жизни. Дореволюц-ая обществ-ая мысль вКырг-не развивалась как составная часть литературно-худ-го процесса. В этот период появилась целая плеяда акынов, которые отражали в своих произведениях все процессы, происходящие в общественной жизни в период присоединения Кырг-на к России. Эти глубокие внутренние противоречия в экон-й, полит-й жизни народа, явившиеся следствием присоединения Кырг-на к России, с одной стороны- не утвердившиеся еще новые эк-е отношения, новые формы управления об-вом, ведущие к разрушению феодально-патриархального уклада соц-й жизни, с другой- обычаи, устои, традиции, складывающиеся веками у кырг-го народа.
Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1866-1917)- родился на севере Кырг-на, в селении Кочкор. Имел религиозное образование. Был одним из первых образованных людей дореволюц-го Кырг-на, сделавшим конкрет-й шаг в процессе перехода от устной к письменной культуре. Наиболее известные произведения: «Сказание о Чуйской долине», «Эпоха скорби», «Пир беркута», «Кыса и зилзала» («Повестование о землетрясении»), «Девушка и парень» и др. Значительное место в нравоучительных стихах, саннатах уделяется напряженным поискам моральных норм, выявлению таких извечных понятий как добро и зло, справедливость, воспитание, брак и семья, трудолюбие, честность, просвещение. Часто критикует такие человеч-е пороки как зависть, жадность, высокомерие, тщеславие, невежество, бездеятельность, воровство, трусость.
Основой мировоззрения Молдо Кылыча была религия. С религиозных позиций объясняет источник нравственности, выводя ее развитие и принципы из непосредственной зависимости от Бога, причину всех бед падения общественных нравов видел в отступлении от положений шариата.
Дженижок Коке уулу (1860-1918). Он был представителем акынов –токмо, акынов-просветителей. Взгляды его были наивно- реалистичны, стихийно- диалектичны. Он в форме диалога и спрора, стихов – размышлений, назиданий искал ответы на интересующие многих людей вопросы: о строении Вселенной, таинственных силах природы, о чудесных явлениях, которые волновали человека. Природа воспринимается им как вечный процесс изменчивости: все движется, нет ничего вечного и неизменного. Мыслитель понимает естественность послед-го хода природ-х и общественн-х явлений. Само время неизмеримо, оно не имеет ни начала, ни конца, не может быть приостановлено ни на миг. Дженижок пытается проникнут в сущность явлений, вещей, распознать их природу и закономерности развития. Через его творчество происходит идея борьбы с соц-й несправедливостью. Его наставления пронизаны идеями дружбы и братства народов, деликатности и осторожности в оценках друг друга.
- Философия и ее место в системе социогуманных знаний
- Специфика философского знания. Основные функции философии
- Предмет. Основные виды философии
- Основные философские системы в Древней Индии
- Основные направления Древнекитайской философии
- Основные этапы развития античной философии
- Милетская школа философии
- 8. Философия Аристотеля.
- 9. Философия западноевропейского средневековья.
- 10. Арабо-язычная философия средневековья.
- 11. Мировоззрение Ибн-Сины.
- 12. Ибн Рушд и его философские идеи.
- 13. Мировоззрение ж. Баласагуна.
- 14. Философия эпохи Просвещения.
- 15. Европейская философия XVII в.
- 16. Французская философия XVIII в.
- 18. И. Кант – родоначальник классической немецкой философии.
- 22. Возникновение и развитие марксистской философии
- 23. Специфика русской философии
- 24. Основные направления философии хх в
- 27. Иррационализм XIX в.: а. Шопенгауэр, с. КьерЬегор, ф. Ницше
- 29. Развитие философской мысли в Кыргызстане
- 30. Основные направления филос-х исследований в Кыргызстане на современном этапе.
- 31. Этико-филос-е наследие акынов заманистов
- 32. Философские идеи акынов-демократов
- 33. Понятие, сущность и основные формы бытия.
- 34. Философское понятие материи. Его мировоззренческое и методологическое значение.
- 35. Движение- способ существования материи. Классификация основных форм движения материи.
- 36. Категории «пространство» и «время» их философское значение. Объективное и Субъективное время.
- 37. Проблема единства мира и их решение в философии: менизм, дуализм, плюрализм.
- 38. Происхождение и сущность сознания. Структура сознания.
- 39. Материя как субстанция, уровни и виды материи.
- 40. Познание как предмет философского анализа
- 41. Проблема познаваемости мира. Сущность агностицизма.
- 42. Практика как источник, цель познания и критерий истины.
- Методология и методы научного познания
- 44. Наука и научное познание, его особенности.
- 46. Понятие истины.
- 47. Сущность и содержание познания
- 48. Формы и виды научного познания.
- 49. Диалектика
- 51.Объективная и субъективная диалектика, их соотношение.
- 53. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 54. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 55. Закон отрицания отрицания.
- 56. Философский детерминизм. Причины и следствия.
- 57. Понятие «закон», «закономерность», «категория».
- 58. Категория: "содержание" и "форма"
- 59. Необходимость и случайность.
- 60. Сущность и влияние.
- 61. Категории диалектики
- 62. Формационный и цивилизационные подходы рассмотрения истории общества.
- Основные функции социальной философии.
- 64. Труд ф.Энгельса: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
- 65. Развитие общества как естественноисторический процесс
- 66. Сущность научно-технической революции (нтр): социальные последствия
- 67. Способ производства как определяющий фактор развития общества
- 68. Соотношение общественного сознания (ос) и общественного бытия (об). Роль общественного сознания в развития общества.
- 69. Субъекты социального развития. Предмет, основной вопрос философии
- 70. Понятие базиса и надстройки (БиН), диалектика их взаимодействия
- 71. Предмет социальной философии
- 72. Общество как саморазвивающаяся система
- 73. Историческая необходимость и свобода личности.
- 76. Исторические общности людей
- 77. Общественное и индивидуальное сознание
- 78. Материальное производство. Диалектика производственных сил и производственных отношений.
- 79. Социальная структура общества (соц) в узком и широком смысле.
- 80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия
- 81. Роль личности и народных масс в истории
- 82.Социально-демографическая структура общества
- 83. Философское понимание культуры
- 84. Духовная сфера жизни общества
- 85. Специфика религиозного сознания, роль и место религии в современном обществе.
- 86. Соотношение морального и правового сознания.
- 87. Роль нравственного и эстетического сознания в формировании личности.
- 88. Философские проблемы политики
- 89. Информатизация общества: социально – фил –й аспект.
- Социальные последствия информатизации
- 90. Сущность социального прогноза. Будущее человечества как философская проблема.
- 91. Восток – Запад: диалог культур.
- 92. Глобальные проблемы современности.