logo search
Философия2178

14.1. Понятие культуры, ее структура и функции

Культура(от лат. сultura – возделывание, воспитание, а также лат. cult – почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения. Эти программы существуют в форме знаний, навыков, норм, идеалов, идей, верований, образцов деятельности и поведения, социальных целей, ценностей и т. д. В совокупности они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Сущность культуры хорошо раскрывается посредством рассмотрения выполняемых ею функций:

1. Информационная функция. Культура в целом и каждый ее фрагмент в отдельности содержат определенный объем социально значимой информации, регулирующей деятельность, поведение и общение людей. Социокультурная информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать человек и его действия, естественный язык, искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты (предметно оформленные продукты человеческой деятельности). Закодированная в различных знаковых системах информация приобретает самостоятельное, отдельное от личности, ее породившей,существование, становится общественным достоянием. Ее носителем является уже не индивид, а общество. В отличие от биологической информации, передающейся генетически, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение. Культура, таким образом, образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» передачи социокультурногоопыта, обеспечивающий воспроизводство и изменение социальной жизни.

Культура представляет собой не застывшую, а постоянно развивающуюся систему. Динамика культуры проявляется через сочетание традиций и новаций. Традиции – это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени обычаи, порядки, правила поведения. Благодаря сохранению традиции в обществе поддерживается достигнутый уровень культуры, обеспечивается ее преемственность – связь между историческими периодами развития культуры, школами, стилями, манерами и т. д. Новации обеспечивают появление оригинальных культурных продуктов, адекватных меняющейся реальности.

2. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает активный информационный обмен между всеми субъектами социальной жизни (индивидами, группами, организациями и др.) с целью формирования социальных связей, управления совместной жизнедеятельностью людей, трансляции социального опыта. Первоначально в течение длительного времени информация существовала и передавалась из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве. С развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. В культурный контакт вступили отдаленные в географическом и историческом плане личности и народы. Чем выше плотность культурных контактов, тем больше инноваций в конкретных культурах, что, в свою очередь, ведет к ускорению темпов общественного развития. Таким образом, культура, выполняя информационную и коммуникативную функции,т. е.накапливая и транслируя во времени и пространстве социально значимую информацию, обеспечивает различные формы исторического прогресса.

3. Аксиологическая функция. Культура генерирует и транслирует набор ценностей, норм и идеалов, выступающих основополагающими регулятивами человеческой деятельности. Ценности являются фундаментом и стержнем всякой культуры. Без определенной общепризнанной системы ценностей невозможно сосуществование коллективов людей. Она ориентирует массы людей в одном направлении, формирует общепринятые образцы и стандарты поведения – культурные нормы. Тем самым она предупреждает возникновение разногласий, конфликтов, способствует улучшению взаимопонимания людей, их сплочению, консолидации.

4. Социализаторская функция. Человек постоянно существует в культурной среде и является ее продуктом. Полноправным членом социума он становится только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей. Социокультурный опыт транслируется посредством действия такихсоциальных институтов, как семья, общая система образования, средствамассовой коммуникации (радио, телевидение, печать и др.), учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т. д.).