14.3. Культура и духовная жизнь общества
В зависимости от функционально-целевой направленности различают материальную и духовную культуру. Материальная культураориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей. Сюда относятся материально-технические средства труда, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства.
Духовная культураориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей. Нередко встречается отношение к духовной культуре как к какому-то необязательному добавлению к более насущным жизненным благам, поскольку она не приносит наглядной практической пользы, выгоды. Однако отказ от духовной культуры грозит людям возвращением к животному образу жизни. В обществе, где пренебрегают духовной культурой, люди дичают. Их уделом становится биологическое существование, погоня за примитивными чувственными удовольствиями. Культурный вакуум вызывает рост алкоголизма, наркомании, преступности и других асоциальных явлений.
Важнейшими формами духовной культуры являются мораль, религия, искусство.
Мораль– это система ценностей, норм поведения и общения людей, принятых в обществе. Мораль выполняет ценностно-ориентирующую, воспитательно-социализирующую и регулятивную функции для обеспечения сосуществования людей в социуме. Она дает оценку явлениям природы и социальной действительности с точки зрения их полезности для прогрессивного развития личности и общества и тем самым определяет общие ориентиры (цели, идеалы, нормы) деятельности людей. Посредством усвоения принятых в обществе представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», личность проходит стадию социализации и превращается в полноправного члена социума. Регулятивную функцию мораль выполняет с помощью таких механизмов, как общественное мнение, совесть, общественная власть. Специфика морали как формы регуляции общественных отношений выражается в таких чертах, как проникновение во все сферы общественной жизни (бизнес, политику, спорт и т. д.), оперативность реагирования на изменения в социуме (в отличие от законов и традиций), обобщенный характер норм поведения и общения (при применении их в реальной жизни нередко возникают исключения и отклонения от общего правила, что порождает проблему морального выбора) и др.
Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что ценности и нормы поведения и общения людей постепенно складывались в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до н. э. на смену талиону пришло «золотое правило нравственности» (простейшее универсальное правило поведения) – «поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Большое влияние на формирование моральных норм оказывают политика и идеология.
Согласно религиозной концепции происхождения морали, ее ценности и нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедейВетхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.
В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они высоко, а те, кто обладает ими, пользуются уважением. Эти ценности выступают в роли нравственных идеалов. Моральные ценности и нормы носят конкретно-исторический характер, т. е. имеют свою специфику в локальных культурах, изменяются вместе с изменением материальных условий и духовных факторов общественной жизни. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали все же можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание, контакт и сосуществование представителей разных культур.
Форму духовной культуры изучает такая философская наука, как этика. Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.
Религия– это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существованияесть разные мнения. С точки зрения богословско-теологическогоподхода религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом. С точки зрения философско-научного, материалистического в своей основе, подхода религия является фантастическим, иллюзорным отражением действительности в сознании людей. Ее появление объясняется неспособностью людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений, добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложнойжизненной ситуации, заинтересованностью определенных общественных групп в существовании религии и церкви. Утверждается, что религия имеет временный, исторический характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.
Религия играет большую роль в жизни человека и общества. Она выполняет, во-первых, мировоззренческую функцию, так как содержит определенную картину мира, комплекс ценностей, идеалов и норм, т. е. основных компонентов мировоззрения. Благодаря религиозному мировоззрению человек обретает смысл своей жизни, выводящий его за пределы обыденного приобретения и потребления материальных благ, ориентирующий на духовное развитие. Во-вторых, религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни. Она дает надежду на чудо, духовные силы преодолевать жизненные невзгоды, страдания и даже достойно воспринимать смерть, так как страдания и смерть для религиозного человека наполнены определенным смыслом. В-третьих, религия выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.
Вместе с тем, религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, всевластие религии над другими формами культуры и духовным развитием людей ограничивает свободу художественного и научного творчества. Религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми,ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.
В структуре религии выделяют религиозное вероучение, религиозный культ и религиозную организацию. Религиозное вероучение – это совокупность утвержденных религиозными организациями догматов и преданий о Боге, пророке-основателе религии, устройстве мира, правилах жизни человека и общества. Религиозное вероучение излагается в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т. д.) и их канонизированных толкованиях. Религиозный культ – это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т. д.). Религиозная организация – это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир – иерархию профессиональных служителей церкви, священников различного ранга, и паству – мирян, простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.
В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Многие из этих сект возникли в 60–70-е гг. ХХ в. и получили распространение в США, Западной Европе и других регионах мира. Их появление связывается с крупными социально-политическими и культурными переменами в современном мире и обществе, ослаблением позиций традиционных религий. Разочарование в официальных ценностях потребительского общества, чувство одиночества и потеря смысла жизни – все это явилось социально-психологическим фактором поиска новой системы ценностей, нового мировоззрения. Приверженцами нетрадиционных религий и культов является преимущественно молодежь, поскольку именно ей присущ обостренный поиск смысложизненных ориентаций и интерес ко всему новому, таинственному, непознанному. Следует отметить, что среди неокультов существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести ее членов к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.
Искусство– это сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений. Искусство является одной из форм эстетического отношения человека к миру, которое изучаеттакая философская наука, как эстетика. Основные категории эстетики –прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.
Искусство появляется в первобытном обществе для того, чтобы помогать решать какие-то практические задачи: способствовать успеху в охоте, войне, во взаимоотношениях с природными силами, животными, растениями и т. д. Впоследствии количество функций искусства возросло. Оно выполняет, во-первых, рекреативную функцию, т. е. служит для отдыха и развлечения. Именно на эту функцию ориентируется искусство массовой культуры (телесериалы, блокбастеры, триллеры и детективы, шоу и т. д.). Во-вторых, искусство выполняет воспитательную функцию. Художественное произведение рассматриваетсякак «учебник жизни», показывающий образец действий, пример для подражания. В-третьих, искусство выполняет идеологическую функцию, так как в художественном произведении находят выражение взгляды автора на общественную жизнь в форме критики или пропаганды определенных идей, ценностей, норм и т. д. Власть всегда старалась поставить искусство на службу себе, чтобы с его помощью внушать подданным необходимые политические, религиозные, нравственные и прочие чувства и идеи. В-четвертых, искусство выполняет познавательную функцию. Художник в своем творчестве так или иначе отражает существующие в культуре его народа и его эпохи взгляды и установки. Искусство – это зеркало культуры. Поэтому знакомство с художественными произведениями является хорошим средством познания особенностей различных исторических и социальных типов культуры.
Главной же и отличительной функцией искусства является эмотивная функция – способность воздействовать на сферу человеческих эмоций, вызывать гамму самых разнообразных чувств, заставлять переживать искусственно создаваемые события и ситуации. Средством эмоционального воздействия на человека является художественный образ – определенная форма подачи некой идеи, темы. Художественный образ – это «золотой ключик», которым заводится механизм переживаний. С помощью искусства люди получают добавочные эмоции для удовлетворения «эмоционального голода». Искусство также предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов, что ведет к расширению культурного кругозора личности, обогащению ее духовного опыта и совершенствованию имеющейся у нее «модели мира».
В зависимости от материала, используемого для создания художественного образа, выделяют различные виды искусства. Визуальные искусства (воспринимаемые зрением) – это живопись, графика (в том числе компьютерная), скульптура, художественная фотография, архитектура, парковое искусство, дизайн, хореография и др. Аудиальные искусства (воспринимаемые слухом) – это вокальная и инструментальная музыка. Словесные искусства – литература (поэзия и проза), живое слово. Синтетические искусства – театр, эстрада, цирк, кино и др.
Различают также классическое и постклассическое искусство. Классическим считается европейское искусство с античности до рубежа XIX–XX вв. Для него характерна реалистическая манера отображения действительности с установкой на образцовость, что означает ориентацию на прекрасный идеал, стремление своим творчеством оказывать облагораживающее воздействие, поиск совершенства в технике исполнения. Современное постклассическое искусство представляет собой не столько отражение окружающей действительности, сколько выражение внутренних переживаний автора-исполнителя. Оно уже не стремится воспитывать, а делает ставку на развлечение, удивление, шокирование публики. Современное искусство эклектично сочетает элементы различных этнических, религиозных, исторических и других культурных миров, стилей, направлений и форм художественного творчества. Постклассическое искусство не вытеснило из современной художественной культуры классическое искусство, которое продолжает задавать определенные образцы художественного творчества, оказывающие воздействие на авангардное искусство.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание