logo search
Философия_1 / phil_otvet3 / PhilosophTickets

80. Человек – объект философии. Смысл человеческого бытия

Философские представления о человеке изменялись на всем протяжении истории человеческой мысли. В античной философии учение о человеке заключалось в трактовке его как гражданина полиса, в проведении дистанции между ним и внешними предметами (Аристотель). По Платону человек понимается как носитель духа, а само духовное начало трактуется как надындивидуальное и безличное. Христианство, подчеркивая внутреннюю раздвоенность природы человека (состоящего из души и тела), видит в нем образ и подобие бога, хотя телесность рассматривается им как источник греховного своеволия. Философия Возрождения подчеркивает атомность человека, безграничность его творческих возможностей, видит в нем живую целостность различных сил и способностей. Человек ставится в центр всего мироздания, признается совершенство его природы, гармонии души и тела. В философии нового времени усиливается дуалистическое истолкование природы человека, причем душа отождествляется с сознанием, а тело подчиняется законам природы, в частности механики (Декарт). В эпоху Просвещения был сделан вывод о том , что человек может и должен формировать себя сам, создавая культуру и язык. В идеалистической философии 19-20 вв. акцент в учениях о человеке делался на специфических его особенностях: на чувстве, самоопределении человека в актах выбора, воле, интуиции, переживаниях и т.д. Марксистское учение о человеке исходит из того, что его сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).

Безусловно человек связан с природой, однако не только сознание и речь, человеческие эмоции, но даже способность прямохождения он не получает от рождения. Известные случаи воспитание детей среди зверей лишний раз показывают, что человек не может формироваться вне общества. Из царства животных человек выделился благодаря труду. Именно в процессе труда он сформировал и развил свои человеческие способности и свойства, создал свой особый социальный мир, в котором он только и может существовать. Этот мир – совокупность общественных отношений- не есть нечто внешнее по отношению к человеку , а составляет его «сущность», т.е. делает человека общественным существом, формирует и определяет все особенности его деятельности, миросозерцания, восприятия и т.д. Каждый отдельный человек вынужден сразу же после появления на свет активно приобщаться к человеческой культуре, осваивать человеческий способ жизнедеятельности, чтобы стать человеком.

Индивид – есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами homo sapiens присущи и сугубо индивидуальные черты. Это касается и его природных задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, темперамента, характера) и особенностей его мышления (взглядов, суждений, мнений), потребностей и запросов. В этом смысле мы говорим об индивидуальности человека.

Человек – есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и биологические, ибо носителем его социальной сущности является живой человеческий организм.