9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
С давних пор одной из важнейших целей познания считалось достижение истины. Проблема истины – это проблема соответствия знания действительности. На вопрос «Что такое истина?» ответы могут быть самыми разнообразными:
1. «Истина – это то, что не подлежит сомнению».
2. «Истина – это то, что мы видим, слышим, что существует в действительности».
3. «Истина – это доказанные положения науки».
Однако познавательный процесс приводит не только к истине. Нередко он сопровождается заблуждениями. Заблуждение – это форма иллюзорного отражения окружающего мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление о том, что Земля покоится на трех китах, в науке имеются попытки воплотить на практике идею вечного двигателя. Не следует отождествлять заблуждение с недомыслием и глупостью человека. Очень часто в заблуждении присутствует доля истины.
Заблуждение разнообразно в своих проявлениях, существует как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Заблуждение часто свидетельствует о неразвитости и ограниченности практики, социальных, технических, научных возможностей человечества. Заблуждение не следует путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.
Философские представления об истине прошли долгий путь в своем развитии и существуют в виде нескольких концепций.
Классическая концепция истины до сих пор является наиболее признанной. Она берет свое начало с эпохи Античности, и наиболее четко ее сформулировал Аристотель. В рамках классической концепции истина определяется как совпадение человеческой мысли с окружающей действительностью. Действительность в данном случае понимается очень широко – это не только внешний мир, но и любая область мыслительной деятельности, в том числе фантастическая, сказочная, мифологическая и т. д. Проверяется соответствие наших знаний действительности практикой, которая и выступает критерием истины.
Рассматриваемая концепция характеризует истину по следующим параметрам:
1. С точки зрения содержания говорят об объективности и субъективности истины. Объективная истина – это истина, обусловленная, порожденная внешним миром, это знания о мире, полностью соответствующие этому миру. Субъективная истина – это узкая точка зрения одного человека или группы людей (чье-либо мнение), не претендующая на всеобщность и объективность.
2. С точки зрения полноты и степени достоверности знания, представленного в истине, последнюю характеризуют как относительную и абсолютную. Относительная истина – это неполное, приблизительное и незавершенное отражение человеком окружающего мира и его предметов (например, геометрия Евклида, классическая механика И. Ньютона). Абсолютная истина традиционно трактуется в двух смыслах: узком – когда абсолютным считается любое знание, которое никогда не может быть опровергнутым («Птица имеет клюв»); широком – когда под абсолютной истиной понимается исчерпывающее, законченное знание о предмете или событии. Понятно, что таких истин не существует. В данном случае под абсолютной истиной понимают предел, к которому приближается наше знание, никогда не достигая его.
Существуют две крайние позиции в понимании того, как соотносятся абсолютная и относительная истины: догматизм и релятивизм. Релятивизм склонен отрицать наличие абсолютной истины и говорит об изменчивости каждой нашей истины. Догматизм считает любую истину «истиной на все времена», абсолютизируя, таким образом, все знания.
3. С точки зрения соответствия истины реальной действительности говорят о конкретности истины. Конкретность истины означает, что нет истины, применимой всегда, везде и во все времена, истина всегда рождена при данной эпохе и ее обстоятельствах; что конкретная истина стремится отразить и учесть все стороны и связи предмета.
С течением времени классическая концепция истины выявила достаточно много недостатков. В современной философии существует достаточно много альтернативных подходов к интерпретации истины.
Прагматическая концепция истины. Истина есть такое знание, которое полезно для человеческого действия.
Экзистенциальная концепция истины. Истина есть форма психического состояния человека.
Конвенциальная концепция истины. Истина есть соглашение (конвенция) ученых, обусловленное соображениями целесообразности, экономии, простоты и т. д.
Плюралистическая концепция истины. В настоящее время получила широкое распространение концепция плюрализма (множественности) истин. Эта концепция приходит к выводу о наличии не одной, а многих истин об одном и том же предмете или же явлении. Каждая из них в чем-то верна, отражает то или иное качество объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.
- Белкоопсоюз
- Пояснительная записка
- Введение. Философия и жизненный мир человека
- Раздел I. Философия в исторической динамике культуры
- Тема 1. Философия как социокультурный феномен План
- 1.1. Философия и мировоззрение. Общественно-историческая природа мировоззрения и его сущность
- 1.2. Предмет философии и структура философского знания
- 1.3. Специфика философского мышления. Функции философии
- 1.4. Философия и основные формы культуры: наука, искусство, религия
- Тема 2. Исторические типы классической философии План
- 2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения
- 2.2. Специфика философской традиции Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии
- 2.3. Рационально-прагматическая направленность философии Древнего Китая. Основные философские школы
- 2.4. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции
- 2.5. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре
- 2.6. Характерные черты философии Возрождения
- 2.7. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре
- 2.8. Философская мысль эпохи Просвещения
- 2.9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции
- Тема 3. Становление неклассической философии План
- 3.1. Неклассическая философия: сущность, причины появления
- Основные признаки классической и неклассической философии
- 3.2. Философия жизни: волюнтаризм и пессимизм а. Шопенгауэра. Философские идеи ф. Ницше
- 3.3. Философия классического марксизма
- 3.4. Философия позитивизма
- 3.5. Философия хх в. (экзистенциализм, феминизм, герменевтика, постмодернизм) Экзистенциализм
- Философские идеи феминизма
- Герменевтика
- Философия постмодернизма
- Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль беларуси. Русская философия План
- 4.1. Основные этапы развития философской мысли Беларуси и их характеристика
- 4.2. Основные направления и идеи русской философии
- Тема 5. Метафизика и онтология План
- 5.1. Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции
- 5.2. Онтология как философское учение о бытии
- 5.3. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке
- 5.4. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Синергетика
- 5.5. Диалектика как философское учение о развитии, ее принципы, законы и категории
- 5.6. Пространственно-временная организация бытия
- Тема 6. Философия природы План
- 6.1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке
- 6.2. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы
- 6.3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации
- 6.4. Глобальные проблемы современности и сценарии возможного будущего
- Раздел III. Философская антропология
- Тема 7. Проблема человека в философии и науке План
- 7.1. Учение о человеке в структуре философского знания
- 7.2. Образы человека в истории философии. Основные стратегии осмысления человека в классической философии
- 7.3. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке
- 7.4. Проблема природы и сущности человека в современной философии и науке
- 7.5. Формы становления и проявления человека как социального существа
- 7.6. Экзистенциальные проблемы личности Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человечества
- Проблема смысла жизни
- Свобода и ответственность
- Тема 8. Проблема сознания в философии План
- 8.1. Сознание как предмет философского осмысления
- Структура духовного мира человека
- 8.2. Философия и наука о происхождении и сущности сознания
- 8.3. Структура и функции сознания
- 8.4. Сознание и мозг
- Раздел IV. Теория познания и философия науки
- Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа План
- 9.1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях
- 9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии
- 9.3. Познание как деятельность. Практика и познание
- 9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания
- 9.5. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе
- 9.6. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы
- Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус План
- 10.1. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт
- 10.2. Научное и вненаучное знание. Критерии научности
- 10.3. Структура и динамика научного познания
- 10.4. Понятия метода и методологии. Методы эмпирического и теоретического исследования
- 10.5. Наука в системе социальных ценностей. Этика науки и социальная ответственность ученого
- Раздел V. Социальная философия
- Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследований в философии План
- 11.1. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие общества
- 11.2. Эволюция представлений об обществе в философии
- 11.3. Общество как система. Социальная структура общества
- Тема 12. Основные проблемы политической философии План
- 12.1. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть
- 12.2. Политическая система общества. Государство как важнейший компонент политической системы общества
- 12.3. Политика, право, нравственность. Концепция правового государства
- 12.4. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского общества и перспективы демократии
- Тема 13. Философские проблемы социальной динамики План
- 13.1. Природа источников и движущих сил социальной динамики. Основные факторы социальных изменений
- 13.2. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике
- 13.3. Понятие субъекта исторического процесса. Роль личности и народных масс в истории. Концепция элиты
- 13.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
- 13.5. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации
- Тема 14. Философия культуры План
- 14.1. Понятие культуры, ее структура и функции
- 14.2. Социальные типы культуры. Диалог культур
- 14.3. Культура и духовная жизнь общества
- Словарь терминов
- Указатель имен
- Список литературы
- Содержание