logo search
Философия2178

9.4. Структура и основные формы чувственного и рационального познания

Процесс познания представляет собой развивающийся, динамичный в своей основе процесс. Это обусловлено, прежде всего, появлением у человека и общества новых потребностей, развитием и совершенствованием практики, всей деятельности человека.

Познание всегда предполагает переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей. В итоге это дает человеку знание сущности предмета, явления. От живого созерцания (наблюдения) к абстрактному мышлению (размышлению), от явления к сущности – такова, в основном, логика движения процесса познания.

Несколько упрощая сложный процесс познания, в нем можно выделить чувственный и рациональный уровни.

Первый уровень представляет собой чувственное (эмпирическое) познание. Чувственное познание ограничено в своих возможностях, поскольку фиксирует лишь внешнюю сторону предметов и явлений. Формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств, признаков предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом, непосредственном созерцании. Образ восприятия есть результат синтеза всех ощущений отдельных свойств воспринимаемого объекта. При этом восприятие нельзя свести к сумме отдельных ощущений, восприятие – качественно новая ступень чувственного познания мира. Характер восприятия определяется как устройством самого предмета, так и возможностями органов чувств, способностью мозга к синтезу и практическим опытом человека.

Представление – обобщенный, чувственно-наглядный образ предмета, который воздействовал на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. В отличие от восприятия и ощущения, в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным предметом. Для получения образов представления необходимы память и воображение.

Рациональное (теоретическое) познание позволяет человеку постигнуть внутреннее (скрытое) в вещах – их структуру, сущность, законы. Рациональное познание наиболее полно и адекватно осуществляется посредством мышления. Мышление – высший психический познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека существенные свойства и отношения вещей и явлений. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке, который может быть естественным или искусственным (язык математики, формальной логики и т. д.).

Формами рационального познания выступают: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мышления, отображающая наиболее общие, существенные, необходимые свойства реальных предметов и процессов, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («атом», «водород» и др.) или в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов («экономические отношения», «элементарные частицы» и др.). Суждение – форма мышления, в которой устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства или отношения между вещами и процессами, что-то утверждается или же отрицается. Суждение обычно выражается повествовательным предложением, может быть либо ложным (Гомель – столица Беларуси), либо истинным (Л. Н. Толстой – автор романа «Война и мир»). Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое знание. Важными условиями достижения истинного выводного знания являются не только истинность посылок (аргументов, оснований), но и соблюдение правил вывода, недопущение нарушений законов и принципов логики и диалектики.