logo search
Философия2178

9.2. Проблема субъекта и объекта познания в философии

Познание представляет собой сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. Постановка проблемы субъектно-объектных отношений в гносеологии в современном их варианте начинается с Нового времени, с работ Ф. Бэкона и Р. Декарта. Ими впервые в достаточно четкой форме высказана мысль о том, что познаваемый мир может быть разделен на субъект и объект познания. В теории познания под субъектом понимается тот, кто познает (в самом простом варианте – человек, но это может быть группа людей, общество в целом), а под объектом – то, что познается, т. е. явления и предметы природы, социальный мир и человек с его внутренним миром. Процесс познания представляет собой неразрывное единство человека и осваиваемых им вещей и явлений, без субъекта нет объекта познания, а без познаваемого объекта нет субъекта познания.

Характер взаимодействия субъекта и объекта познания и их трактовка в истории философии представляются по-разному. Начиная с ХIХ в., в философии сложились следующие представления о процессе познания и субъектно-объектных отношений в нем:

1. Познание – это активная деятельность субъекта, направленная на исследование объекта познания с целью раскрытия его сущности.

2. Субъект познания всегда представляет собой часть той или иной общности людей. Даже в своей индивидуальной деятельности субъект познания связан с другими людьми.

3. Познавательный процесс направляется и организуется социокультурной программой. Эта программа формируется под влиянием личных и социальных потребностей субъекта, его целей, знаний, мировоззрения и других элементов культуры.

4. Субъект, деятельность субъекта, объект познания по своей сути динамичны и изменяются с развитием общества.