logo search
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

2. Субъект и объект познания, способы их формирования

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект (лат. “subjectus” — находящийся в основе) познания представляет собой совокупность сенсорных, логических и интуитивных способностей людей. Субъект познания - тот, кто проявляет познавательную активность. Субъектом познания человек не рождается, а становится — по ходу взросления, в процессе социализации. Субъект познания включает в себя несколько уровней организации и функционирования:

микро-субъект — отдельная личность как таковая;

макро-субъект — контактная группа-коллектив (класс, бригада, фирма, воинская часть, лаборатория и т.п.);

мега-субъект — общество в целом на данном этапе его исторического развития.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью.

Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.