3. Глобальные проблемы современности:
сущность, содержание, общечеловеческий смысл
В течение многих веков понятие "человечество" было не более, чем абстракцией гуманистически ориентированных философов. Реально же Homo sapiens существовал в виде совокупности обособленных замкнутых социальных групп (этносов). Отдельные небольшие отряды охотников-собирателей, а затем небольшие земледельческие общины, разбросанные по свету, приспосабливались каждая по-своему к доставшейся им судьбой природной среде. Позднее появляются, конечно, более крупные территориальные образования - цивилизации (Ассирийская держава, Римская империя, Арабский халифат и др.), но и они всегда были лишь локальными, никогда не охватывая всей Земли в целом, да к тому же и единство империй часто бывало номинальным, поддерживалось исключительно военной силой и не приводило к созданию единого культурного пространства.
Обособленность этнических групп друг от друга реально проявлялась в двух основных аспектах:
- в экономической независимости в смысле почти полного самообеспечения (автаркии);
- в культурной самодостаточности в смысле независимо от других групп формирующихся нравственных представлений и духовных начал народа.
Результатом такой обособленности оказывалось то, что перед каждым народом стояли исключительно свои экономические, культурно-исторические и нравственные проблемы, которые почти не затрагивали соседей и решались самостоятельно.
Однако уже с момента зарождения первых цивилизаций началось взаимопроникновение культур. Посредством прежде всего международной торговли, а также завоевательных войн и набегов, экономическая и культурная обособленность стала разрушаться. Процесс этот шел очень медленно, бывало поворачивал вспять (раннее Средневековье), и только к середине XX века стали отчетливо видны его результаты. В XX веке человечество как-то незаметно, шаг за шагом стало единым целым.
Что же это реально означает?
1. Экономическую взаимозависимость как результат специализации (разделения труда) и международной торговли.
2. Взаимодействие, взаимопроникновение и смешение культур как результат развития средств массовой информации, туризма и культурного обмена.
Результатом такой глобализации явилось появление целого ряда проблем, касающихся не какой-то обособленной группы (рода, этноса, нации), но всех людей, населяющих нашу планету, всего человечества в целом. Вот эти-то проблемы, которые затрагивают всех людей, населяющих нашу планету, и не могут быть решены на национальном или региональном уровне и называются глобальными проблемами современности.
Прежде чем говорить подробнее о каждой их этих проблем, разберемся, чем занимается и какой круг вопросов рассматривает философия глобальных проблем.
Очевидно, что любая из перечисленных нами проблем имеет множество аспектов и может быть рассмотрена с разных сторон: технической, экономической, биологической, социальной, этической. Соответствующий специалист может предложить более-менее приемлемое решение, связанное с той стороной предмета, которая изучается его наукой, однако с другой точки зрения его решение может оказаться абсолютно не приемлемым. Значит даже при анализе какой-то одной конкретной глобальной проблемы необходим комплексный, синтезирующий подход, позволяющий увидеть предмет с различных сторон, как систему, в которой действуют сложные прямые и обратные связи и отдельные части которой взаимно обусловливают друг друга.
Именно такой подход всегда был характерен для философии. В одном из своих значений философия и есть интегрирующая наука, призванная синтезировать (собрать воедино) знания, полученные в других научных дисциплинах, и получить обобщающее представление о мире в целом. Поскольку решение глобальных проблем как раз и связано с таким обобщающим системным знанием, становится ясно, что проблемы эти - сущностно философские.
Такой вывод становится особенно очевидным, если мы учтем, что не только решение какой-то отдельно взятой проблемы должно носить сложный комплексный характер, но еще и различные глобальные проблемы связаны между собой. Все глобальные проблемы переплетены в сложный клубок, в котором, дергая за одну ниточку, мы неизбежно приводим в движение и все остальные. Вот почему обойтись без комплексного философского подхода к этим проблемам попросту невозможно.
В основании любой культуры лежат определенные аксиологические и этические установки, которые определяют характер данной культуры и динамику ее развития. Среди таких установок европейской культуры можно выделить три главных: гуманизм, индивидуализм, рационализм.
Гуманизм есть принцип, в соответствии с которым главной ценностью в мире является человек, свободная творческая личность. Его заботы, тревоги, чаяния должны быть главным ориентиром, направляющим нашу деятельность. Создание условий для максимального раскрытия каждым человеком своих духовных творческих сил является главной задачей развития цивилизации. Индивидуализм предполагает право человека на самостоятельный свободный творческий поиск и реализацию личности без оглядки на какие-либо коллективы, право иметь собственные индивидуальные цели, отличные от целей других людей. И, наконец, рационализм призывает при решении тех или иных проблем опираться преимущественно на факты и логику, а не на интуицию или божественное Откровение.
Положенные в основание культуры эти принципы раскрепостили творческие силы человека. Из общего принципа гуманизма явилось требование свободы личности как необходимого условия раскрытия человеком его творческих сил, а рационалистическая установка подтолкнула на путь реализации такой свободы через конструирование социальных и политических институтов, поддерживающих законный правопорядок и являющихся основой индивидуалистического гражданского строя. С другой стороны, рационализм привел к тому, что значительная часть творческой энергии европейцев стала направляться именно в развитие науки, а общая гуманистическая ориентация сделала возможной активное использование ее достижений для улучшения жизни людей. Т.е., абсолютизирование этих категорий постепенно привело к той серьезной ситуации, в которой оказалось современное человечество.
Глобальные проблемы следующие:
1. Ключевой проблемой до 90-х гг. неизменно признавалась гонка вооружений с ее астрономической стоимостью, удваивавшейся каждые пять лет и буквально душившей экономику множества стран, особенно СССР, а главное — все сильнее грозившую всеистребляющей ядерной войной. С середины 60-х годов благодаря усилиям многих ученых, среди которых в первую очередь необходимо назвать А. Д. Сахарова, было осознанно, что термоядерная война - это общепланетное бедствие неописуемого масштаба, от которого не сможет выиграть никто.
В настоящее время такой взгляд на ядерную войну стал общепринятым и это является обнадеживающим примером достижимости общечеловеческого согласия в вопросах глобальных проблем. Тем не менее, хотя непосредственная опасность применения ядерного оружия сейчас намного меньше, чем во времена «холодной войны», многие страны продолжают содержать и даже наращивать огромные ядерные арсеналы, а другие страны делают попытки создать свое ядерное оружие. Очевидно, что до тех пор, пока имеются ядерные арсеналы, имеется и опасность того, что они будут пущены в ход, поэтому прекращение производства и испытания, а в дальнейшем и полное и окончательное уничтожение ядерного оружия являются насущными проблемами современности.
2. Растущий разрыв между Первым миром высокоразвитых стран (1,5 млрд. чел.) и Третьим миром слаборазвитых стран (остальные почти 4 млрд., которые наверняка превратятся на протяжении XXI века по меньшей мере в 10 млрд.). Стоявший между ними Второй мир (СССР и сравнительно развитые страны Восточной Европы) рухнул и стал быстро расслаиваться на Первый и Третий. Дело даже не в том, что в Третьем мире девять десятых населения живет в бедноте, из них каждый третий — в нищете, впроголодь. Главное в том, что там каждый третий из трудоспособных (не считая матерей многодетных семей) либо перебивается сезонными, случайными заработками, либо не имеет ни работы, ни перспектив вообще получить ее в обозримом будущем, существуя за счет родственников или разных форм благотворительности. Число таких горемык приближается к миллиарду. Предыдущие поколения несчастных смиренно принимали свою судьбу, но растут новые, окончившие школу, читающие газеты и журналы, смотрящие телевизор и знающие, что рядом протекает жизнь, резко отличная от их собственной отнюдь не в худшую сторону. Миллионы из них правдами и неправдами пытаются прорваться в Первый мир, на такое количество миллиардов вовсе не рассчитанный. Удается это лишь тысячам. Для остальных единственная реальная перспектива выбиться из безысходности — вступление в тоталитарные, изуверские или открыто мафиозные структуры.
3. В последние годы на передний план вышла также проблема глобального торгового баланса, как бы двуглавого дракона, грозящего человечеству неисчислимыми бедствиями. С одной стороны, мировой рынок сложился таким образом, что слаборазвитые страны все глубже увязают в трясине невыплаченных долгов, исчисляемых ныне триллионами долларов. Достаточно перекрыть финансовые каналы банкротов, и сотни миллионов людей в Азии, Африке, Латинской Америке тут же начнут умирать от голода. А как установить желанный «новый экономический порядок» — тоже неизвестно.
4. На этом фоне вроде бы отодвигается на второй план проблема глобального экологического баланса. Но это только так кажется. На деле она несет с собой угрозу, не меньшую, чем предыдущие, вместе взятые. Продолжается загрязнение атмосферы, причем такими масштабами и темпами, которые прямо задевают здоровье и жизнь сотен миллионов, в перспективе — миллиардов людей. Стремительно сокращается число водоемов, откуда можно брать питьевую воду без предварительной очистки. Катастрофически загрязняется Мировой океан. Ежегодно с карты Земли стираются целые регионы: миллионы гектаров превращаются в пустоши, свалки, пустыни. Все больше районов оказываются в зоне радиационного загрязнения с гибельными последствиями для жизни миллионов людей. Все больше людей страдают от чрезмерного шума, разрушающего нервную систему, «чудит» погода, травмируемая тепловым загрязнением от сбросов промышленных предприятий и теплоэлектростанций. Наконец, все больше людей заглатывают продукты, отравленные нитратами из химических удобрений или ядами для сельхозвредителей. Тоже с соответствующими последствиями для здоровья.
5. Глобальный демографический баланс. В начале эпохи неолита (6—7 тыс. лет до н. э.) на планете одновременно проживало, как принято считать, не более 10 млн. человек. К началу нашей эры число жителей Земли составило более четверти миллиарда. К XV веку численность населения мира удвоилась, а к началу XIX века число жителей Земли приблизилось к одному миллиарду человек. Новое удвоение численности населения на Земле заняло уже не два столетия, а "всего" 120—130 лет: двухмиллиардный рубеж был перейден в 20-е годы нашего столетия. В последующие 50 лет население мира в очередной раз удвоилось и к настоящему времени его численность превышает 5 миллиардов человек.
Ускоренный рост населения в прошлом был характерен для Европы, демографический взрыв в которой (XIX в.) привел к увеличению ее населения на 85% — со 160 до 295 млн. человек.
Сейчас мировой демографический взрыв связан с развивающимися странами, в которых превышение рождаемости над смертностью достигает впечатляющих размеров, а мощность демографического взрыва намного превосходит все известное в истории до сих пор.
Население планеты в конце XX в. увеличивалось за четыре — пять дней на один миллион человек. Демографы считают, что современные темпы роста населения планеты сохранятся, и ожидают дальнейшее увеличение населения до 8,5 млрд. человек к 2007 году. Подавляющее большинство населения проживают в странах Юга, где средний доход на одного жителя составляет всего 6% дохода жителя северных стран, в связи с чем обостряется и без того постоянный для этих регионов недостаток продуктов питания. Ожидается, что рождаемость достигнет уровня простого воспроизводства (т. е. замены поколений без роста численности людей) в Латинской Америке не ранее 2035 года, в Южной Азии — не ранее 2060 года, в Африке — не ранее 2070 года. Проведение целенаправленной демографической политики во всем мире — необходимое условие перехода внутрисемейному регулированию рождаемости. А это — улучшение материальных условий жизни населения, особенно в экономически слабо развитых странах; повышение уровня культуры народа.
В развитых регионах мира темпы роста населения сравнительно невелики, а в некоторых (например, в России) его численность даже уменьшается. В то же время, около 65% ежегодного прироста населения приходится на долю наиболее бедных из развивающихся стран.
В Первом мире нарастает депопуляция — растет число одиночек, бездетных или — самое большее — однодетных семей, где ребенок все чаще вырастает инфантилом с искусственно заторможенным процессом нормального взросления: в 10 лет ему словно бы 5, в 30—16 и т.д. Каким же он станет родителем и что будет с обществом, состоящим сплошь из таких инфантилов? В Третьем мире по инерции преобладают многодетные семьи, ежегодно дающие десятки миллионов новых голодных ртов, требующих затем столько же новых рабочих мест, которых неоткуда взять.
6. Очень актуальной остается проблема глобального энергетического баланса, которую надо бы обозначить под номером один, настолько она основополагающа. Ведь для того, чтобы Третий мир хоть немного подтянулся к Первому, надо каждые несколько лет удваивать производство и потребление энергии. За счет чего? Если за счет угля, нефти и газа, то даже если их и хватит на десять миллиардов землян, загрязнение атмосферы окажется настолько ужасным, что планета только по этой причине может вновь стать необитаемой. Сегодня США потребляют около половины энергетических ресурсов мира, и на их долю приходится около половины загрязнения окружающей среды. А если все вознамерятся идти по пути США? А если положиться на «мирный атом», то куда тогда девать растущую гору радиоактивных отходов? И как быть с международным терроризмом, который легко может наделать из атомных электростанций сотни новых чернобылей с сотнями миллионов новых жертв? Пока что безысходность и тут.
7. Вызывает тревогу глобальный продовольственный баланс. Мы уже говорили о миллиарде живущих впроголодь и нескольких сотнях миллионов жестоко голодающих. Но ведь даже такое хрупкое равновесие держится на ниточках торговых потоков и климатических капризов. Достаточно одной из ниточек порваться — скажем, в силу слабости того или иного правительства, — и голодная смерть миллионов и миллионов неизбежна.
8. На этом фоне кажутся сравнительно второстепенными проблемы, связанные с транспортным балансом. Но и это только кажется. Один лишь факт: почти четверть миллиона убитых и около миллиона раненых (правда, большинство — легко) в автокатастрофах на дорогах мира ежегодно. Как только вся Азия, Африка и Латинская Америка сядут поголовно на автомашины, как в США, число убитых и раненых возрастет на порядок — как минимум, вдесятеро. Готово ли человечество XXI века ежегодно нести потери на дорогах, как в Первой мировой войне? Не говоря уже о выхлопных газах.
9. Еще одна глобальная проблема — здравоохранение. Дело в том, что раньше царил естественный отбор: из десятка-полутора детей выживало в среднем трое-четверо наиболее здоровых, которые и передавали свои гены потомству. А ныне в однодетных семьях половина детей — с расшатанной нервной системой (невротики, кандидаты в будущие психопаты), две трети — аллергики, не способные нормально существовать без постоянной медицинской помощи, четыре пятых имеют серьезные проблемы со зрением и позвоночником, с ухом-горлом-носом. И все это по нарастающей передается потомству. Требуется поголовная физическая культура, активный образ жизни и культура обращения с новыми мощными лекарственными средствами, чтобы избежать вырождения человечества. И это не говоря уже о СПИДе и прочих холерах XX века.
10. Организованная преступность. Во многих странах, в том числе и в России, мафия сделалась силой, сопоставимой с государством. Да и вообще все труднее определить, где кончается чиновник и начинается уголовник: происходит «сращивание» мафии и коррумпированного госаппарата. Но ведь мафия — не конструктивная, а паразитическая сила. Нечто вроде червя, пожирающего организм изнутри. И полное господство мафии равнозначно гибели государства, общества, человечества, превращению планеты в сплошную «зону» без охранников. Пока что против этой силы общество постыдно бессильно.
11. Преступность подкрепляется растущей волной алкоголизма и наркомании, в том числе лавиной сильнодействующих синтетических наркотиков, произведенных в домашних лабораториях и очень трудно поддающихся контролю. А массовая наркомания — верная гибель любого общества. В России — и не только в ней — к этой угрозе добавляется повальное пьянство, отпускающее обществу срок жизни, как наркоману/алкоголику, не более 30—50 лет, после чего его постигает участь множества племен, стертых алкоголем с лица Земли.
12. Не без негативных последствий для человека происходит урбанизация мирового сообщества. В 1940 году на Земле только один человек из восьми проживал в городе и один из ста — в городах с миллионным населением. В 1960 году уже один из пяти был городским жителем и один из шестнадцати жил в городах-миллионерах. В 1980 году каждый третий был горожанином и каждый десятый — жителем города с населением более миллиона жителей. В результате само социальное окружение человека сделалось для него небезопасным. Так, например, по данным Всемирной организации здравоохранения функциональные нарушения у 4,5% людей, обращающихся к врачам связаны со стрессами, так как на них, и прежде всего на горожан, воздействует множество социопатогенных факторов.
Перечень глобальных проблем современности можно продолжать и продолжать.
Пожалуй, самое прискорбное, что этого не знает ни одно правительство в мире. Мало того, не знает ни одна международная организация, начиная с ООН, бессилие которой удручает. И это — еще одна ключевая глобальная проблема.
Постепенное осмысление всей этой проблематики в 70-е годы привело к рождению и развитию особого направления исследований будущего — глобалистики, занятой систематизацией, анализом, диагнозом и прогнозом глобальных проблем современности.
Разрушительное воздействие на окружающую среду требует решительного изменения методов и форм отношений между человеком и природой. Современному человечеству необходимы не всемерная интенсификация использования природных ресурсов, а их сохранение и приумножение в интересах будущих поколений, поддержания равновесия между индустриальным развитием и биологической устойчивостью природной среды, которое обеспечит сохранение жизни на Земле.
Благоприятные перспективы открывает разработка безотходных (на первом этапе — малоотходных) технологий, обеспечивающих утилизацию вредных для биосферы побочных продуктов.
Внедрение экологически чистых форм производства возможно в сельском и лесном хозяйстве. Разработаны агротехнические мероприятия, повышающие эрозийную устойчивость земель. Доказали свою эффективность современные способы возобновления лесных ресурсов.
Большую роль в оздоровлении окружающей среды должно сыграть культурное развитие человека и человечества. Через культуру человек познаёт себя, реалистически оценивает свои достижения, неустанно ищет смысл существования и создает произведения, отражающие его сущность. Новая роль культуры заключается в проникновении во все новые, массовые слои населения (то есть, ее демократизация), в повышении степени ее уникальности, интернационализации как пути в осознание будущего. Именно она превращает человека в гуманную, разумную, критически мыслящую личность с четкими моральными обязательствами перед природой, социумом и самим собой.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения