logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

6. Арабская средневековая философия

Учение аристотелевской (перипатетической) школы получило ши­рокое распространение на арабском Востоке, причем здесь оно самым тесным образом было связано с конкретными науками – медициной, астрономией, математикой и его в меньшей степени стремились при­способить к букве Корана, чем на Западе – к Библии. Иранский мыс­литель Ибн-Сина (Авиценна; 980-1037) оставил около четырехсот сочинений на арабском и около двадцати на персидском языке по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из четырех разде­лов, посвященных вопросам логики, физики, математики (включая музыку и астрономию) и метафизики. Авиценна развивал идеи аристотелизма, хотя сам Аристотель вряд ли признал бы в нем своего верного ученика. Он учил, что мир не сотворен во вре­мени, он представляет собой вневременную эманацию (истечение) Бо­га, «первой причины». Из Бога проистекают в иерархическом порядке умы, души и тела небесных сфер согласно аристотелевской космологи­ческой картине. Один Бог обладает абсолютным существованием, все остальное существует лишь в потенции, актуализация которой всецело зависит от Бога. Однако истекший от бога мир обладает относительной автономией и, будучи ограниченным в пространстве и времени, суще­ствует по законам самодвижения.

Гораздо более радикальным аристотелизмом отличались воз­зрения Ибн-Рушда (Аверроэса; 1126-1198). Его основные труды представляют собой ком­ментарии к произведениям Аристотеля. Аверроэс утверждал веч­ность мира и несотворенность первоматерии. Бог, «совечный ми­ру», только актуализирует потенциальные формы, заложенные в материи. В его трудах обосновывается необходимость разделения теологии и философии, утверждается упоминаемый выше прин­цип двух истин.

Дуалистические идеи арабского Востока проникали в Европу; так сложилось целое направление, получившее название латинского аверроизма, представителем которого был Сигер Брабантский (1235-1282). Взгляды его были осуждены церковью дважды (в 1270 и 1277 гг.). Анафеме были преданы тезисы, в принципе впол­не совместимые с радикальным аристотелизмом: о совечности мира Богу, о несуществовании первого человека, о смертности человече­ской души, о невозможности божественного предвидения единичных событий. Сам Сигер был предан суду инквизиции и был убит, как считается, по указанию церковных властей.