1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
На ранних этапах развития человеческой мысли картина мира носила целостный характер, где рациональная и иррациональная компоненты выступали в неразрывном единстве. Она была понятной и очень удобной как в обыденной жизни, так и на уровне теоретических представлений. Человек сравнительно легко и естественно находил в ней себе соответствующее место.
Однако последующая дифференциация человеческих знаний привела к разделению этих компонент, каждая из которых начала специализироваться на исследовании отдельных сторон действительности. Выделившаяся наука стала заниматься исследованием глубинных закономерностей отдельных материальных объектов ифрагментов действительности с целью их преобразования и управления для удовлетворения человеческих потребностей. Соответственно в сфере иррационального, из которой впоследствии постепенно выделилисьискусство, мораль, религия и пр., основное внимание обращалось на фиксировании целостных характеристик бытия на разных уровнях. Философия постоянно пыталась как-то объединить эти два уровня (рационального и иррационального).
Такая ситуация неизбежно приводила к значительному изменению всей мировоззренческой парадигмы, что нашло свое отражение и в формировании различных систем образования, начиная уже с античности. Здесь уже четко обнаружились две полярные ориентации: Платоновская Академия сосредоточила свое внимание преимущественно на вненаучном познании во всем его многообразии (религия, поэзия, философия и пр.), аристотелевская же школа явно ориентировалась на научное, рациональное познание (опыт, наблюдение, логика, риторика и т. д.). И, конечно, не случайно наука в ее сегодняшнем понимании берет свое начало именно от Аристотеля. Однако, и в Средние века, и Новое время исследователи, которых мы бы сейчас отнесли к ученым, неизменно указывали на необходимость наряду с логическими рассуждениями и четкими понятиями использовать и вненаучные знания в виде интуитивных догадок, фантастических образов и т. д. Например, Гиппократ неоднократно говорил, что врач не имеет права лечить людей, если он не овладел астрологией. Парацельс постоянно настаивал на необходимости сочетания рациональных и интуитивно-мистических подходов. Этой же точки зрения придерживался Авиценна и многие другие. Такое сочетание рационального и иррационального (интуитивного, образно-эмоционального и пр.), включая элементы магии, характерно практически для всех представителей эпохи Возрождения, включая таких исследователей, как Д. Бруно, И. Кеплер, отчасти Г. Галилей и даже И. Ньютон, который стоит ближе к нам.
Окончательное разделение научного и вненаучного знания завершилось только в начале двадцатого столетия. Такое разделение вызвало существенное изменение мировоззренческих установок и оценки науки. Уже Бюффон, читая выдающиеся трактаты эпохи Возрождения, касающиеся зоологии, в частности пресмыкающихся, возмущался тем, что их авторы наряду с рассмотрением реальных змей и особенностей их поведения, описывали также драконов, химер и других фантастических персонажей.
В наше время прогрессирующая дифференциация знания (более 2500 различных наук) при явном доминировании научно-рационального, привела к построению формализованной научной картины мира, в которой реальному целостному человеку становится все труднее находить себе место. Эта ситуация с особой остротой поставила на повестку дня вопрос интеграции научного и вненаучного знания.
Эта задача на практике оказалась трудновыполнимой. Сложность усиливается еще и тем, что существующие системы образования ориентированы преимущественно на науку. При этом наука рассматривается как единственный и абсолютный метод познания действительности и в силу этого она якобы должна обладать абсолютной монополией на знание. Разумеется, исходя из такой позиции, почти все вненаучное знание оказалось вне сферы внимания педагогики.
Однако наука в своем развитии постоянно выходила и выходит за пределы нашего знания (теория относительности, квантовая механика, парапсихология и пр.), где исследователь уже на эмпирическом уровне сталкивается с такими объектами, которые явно не поддаются интерпретации с помощью традиционных научных методов (факты ясновидения, телепатия, телекинез, различные биополя и т. п.). Если наука в основном пользуется аналитическими (рациональными) методами, то в области иррационального подхода доминирует интуиция. Будучи дополнительными друг к другу, рациональное и иррациональное знания дают стереоскопическое, объемное представление о мире или его отдельных фрагментах. Здесь речь идет именно о дополнительности, ибо многочисленные попытки поглощения наукой вненаучного знания неизменно оказывались безрезультатными. В последнее десятилетие исследователи спонтанно начинают выделять четыре специфические вида знания: научное, практическое, паранаучное и вненаучное.
Сейчас, пожалуй, трудно сказать, выиграла ли наука от того, что исключила из своего состава вненаучное (паранаучное) знание. Она, конечно, приобрела логическую стройность и завершенность. Но одновременно она стала намного менее пригодной для исследования целостных объектов, в частности таких, как человек и общество. Важнейшие компоненты действительности оказались вне ее компетентности. В еще большей мере это касается таких объектов, как душа, дух, духовность, духовный мир и пр. Но при этом наука оказалась более эффективной для анализа механических систем, агрегатов и вообще объектов с невысоким уровнем целостности. Интересно, что многие выдающиеся открытия в науке были сделаны в тот период, когда наука еще полностью не освободилась от вненаучных представлений. Вполне возможно, что сочетание научного и вненаучного знания было бы полезным и стимулировало научные открытия.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения