logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

3. Теоретические методы исследования

К теоретическому уровню познания относят все те формы отражения, в которых в логически связанной форме отражаются объективные законы и другие всеобщие, необходимые и существенные связи объективного мира, а также получаемые с помощью логических средств выводы или вытекающие из теоретических посылок следствия. Теоретический уровень представляет собой различные этапы, шаги, ступени опосредованного познания действительности.

Методы и формы познания, с помощью которых создается и изучается идеализированный объект:

Абстрагирование - это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя. Оно, как правило, осуществляется в два этапа. На первом этапе определяются существенные свойства, связи и т. д. На втором - исследуемый объект заменяют другим, более простым, представляющим собой упрощенную модель, сохраняющую главное.

Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы (например, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате идеализации реальные объекты лишаются некоторых присущих им свойств и наделяются гипотетическими свойствами.

С такими же объектами имеет дело и мысленный эксперимент - специфический теоретический метод, конструирующий идеализирован­ные, неосуществимые ситуации и состояния, исследующий процессы в "чистом виде". Особенность этого метода в том, что он позволяет ученому опереться на чувственные представления, сделать наглядными идеализированный объект и процесс, понятия теории наполнить чувственным содержанием. В мысленном эксперименте, например, может участвовать тележка, движущаяся без сопротивления окружающей среды; ракеты, летящие со скоростью света; лифты, падающие в безвоздушное пространство и т.п.

В тех случаях, когда изучаемый объект не доступен для прямого вмешательства исследователя или такое вмешательство по ряду причин нецелесообразно, прибегают к методу моделирования. Сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя изучаемого объекта. Объект-заместитель называется моделью, а объект исследования - оригиналом (прототипом).

Важнейшим средством построения и исследования идеализированного теоретического объекта является формализация. Формализация - отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через исследование соответствующих знаков.

Введение символики обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем, краткость и четкость фиксации знания, позволяет избежать многозначности терминов.

Доказательность - основное требование научного знания. Под доказательством в широком смысле слова понимают любую процедуру установления истинности какого-либо суждения при помощи логических рассуждений или посредством чувственного восприятия некоторых физических предметов и явлений. В узком смысле доказательство предполагает установление объективной истины посредством всего аппарата методологических средств.

Доказательства в широком смысле часто используются в гуманитарных науках, к ним относятся и эмпирические доказательства в естественных науках, основанные на данных наблюдений и экспериментов.

Доказательства в узком смысле слова обычно используются в логике, математике, теоретической физике. Такие доказательства представляют собой цепочки правильных умозаключений, ведущих от истинных посылок (исходных для данного доказательства суждений) к доказываемым (заключительным) тезисам. Истинность посылок при этом не обосновывается в самом доказательстве, а каким-либо образом устанавливается заранее.