logo
Aseeva_OSNOV_FILOSOFII_Uch_-metod_posobie

3.Пифагорейская школа

Учение пифагорейцев также не избежало поиска первоначала, основы явлений природы. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой сущность мира и всех существующих вещей со­ставляет число и элементы чисел. Назвав мир космосом, т. Е. по­рядком, Пифагор пришел к выводу, что число выступает разум­ной, мистической и материальной основой космоса. За преходя­щими явлениями лежит неизменное бытие. Это бытие - число. Каждый предмет может изменяться. Меняются частности в пред­мете, за исключением числового атрибута – предмет всегда оста­ется Одним. Он не может быть ни менее Одного, ни более Одного. Разложите его на части, и каждая часть будет Одна. Поэтому чи­словое бытие есть единственное неизменное бытие. Вещи суть ко­49оф чисел. Числа полифункциональны: как арифметические принципы они выражают закономерность логоса; как геометриче­ские – представляют собой силы, образующие из беспредельного пространства определенные формы; как физические принципы числа есть материальные вещи, у которых объективированы зако­номерности; как логические принципы – обладают мистическими силами и суть божественные существа.

Заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они возвели философское знание в ранг абстрактно-теоретической науки, способствующей осмыслению самых разнообразных явлений реального мира. Пифагорейский способ мыслить абстракции (чис­ла, лишенные движения) послужил основой для возникновения элейской школы, крупными представителями которой были Парменид, Зенон, Мелисс.