3. Учение о человеке и обществе
Проблемы человека и общества интересовали немецких философов не в меньшей степени, чем ранее рассмотренные. Более того, в их системах проблемы природы и познания тесно увязывались с человеком и обществом как завершающими. Наибольший вклад в их понимание вложили Кант, Гегель, Фейербах, Ницше, Маркс.
Кант в своей "Критике практического разума" рассматривает человека не только как познающее, но и действующее существо. Если в первой "Критике" Кант рассматривает деятельность теоретического разума, опирающегося на чувства и рассудок, то во второй - деятельность практического разума, основанного на вере. Невозможно, говорит Кант, теоретически знать, что такое бог, но в практической жизни человек должен верить в бога; без такой веры невозможен нравственный человек. В этом он видит преобладание практического разума над теоретическим.
В решении проблемы необходимости и свободы Кант исходит из понимания человека, имеющего двойственную природу. Человек как природное существо принадлежит к миру явлений и тот же человек как духовное существо принадлежит к миру умопостигаемых "вещей в себе". В одном отношении человек поступает необходимо, подчиняясь законам природы и общественного права, но тот же человек есть нравственное, т. е. свободное существо. Выход из этого противоречия Кант видит именно в моральной свободе, которая есть способность добровольно, осознанно делать добро другим. И здесь он формулирует свой закон (нравственный закон) - "категорический императив": "Поступай так, чтобы максима (т.е. субъективное правило или принцип поведения) твоей воли могла стать всеобщим нравственным законодательством". Если же ты будешь поступать иначе, не учитывая интересы других, всего человечества, то ты будешь удаляться не только от истинно человеческой нравственности, но и наносить ей серьезный ущерб. Таким образом, суть категорического императива: подлинно нравственным, свободным и справедливым является такое действие, в котором человек и человечество выступают как конечные, абсолютные цели.
Далее, если в первых двух "Критиках" Кант исследует проблемы истины (основная ценность познания) и добра (основная ценность морали), то его третье крупное произведение "Критика способности суждения" посвящена в основном проблемам эстетики, т. е. учению о другой основной ценности - красоте. Таким образом, эти три основные духовные ценности диалектично сведены воедино и взаимно дополняют друг друга. Для Канта гармоничный человек — это воплощение истины, добра и красоты.
Гегель рассматривает общество в духовном развитии. В его трех учениях о духе: субъективном (духовной жизни индивида как представителя человеческого рода), объективном (праве, нравственности, государстве), абсолютном (искусстве, религии, философии) анализируется широкий круг вопросов: об отношении души и тела, о расах, характере и темпераменте людей, о труде, о диалектике господства и подчинения, о свободе и отчуждении личности, о различных формах общественного сознания.
Одним из важных достижений гегелевского учения о духе являются методы историзма и диалектического отрицания (т.е. преемственности в развитии), которые являются частью общего диалектического метода. И хотя Гегель видит историю лишь как проявление абсолютного духа в деятельности человека, народа, человечества (идеалистический подход), тем не менее, эти методы помогли ему выявить основные тенденции в хаосе исторических событий. Так, для него прошлое развитие истории ценно уже тем, что в нем зреет будущее новое, которое, появившись, "снимает" своего предшественника. Смысл же истории заключается в преодолении в ходе деятельности человека его рабского сознания и возвышении его к свободе.
Людвиг Фейербах (1804-1872) в отличие от Гегеля большее внимание уделяет не обществу, а человеку. С этих позиций он критикует религию и объективный (абсолютный) идеализм Гегеля, находит их органическое единство. По его мнению, Гегель теоретически (т. е. рационально) доказывает бытие бога, представляя его в виде сущности разума, оторванного от самого разума - человеческого мозга (т.е. природного духа). Получается, что отчужденная сущность человека от человека, т. е. бог (абсолютный дух) приобретает самостоятельное существование. Реальный же человек, стремясь к счастью, бессознательно стремится к богу, т. е. к существу абстрактному, а не реально существующему. И в этом Фейербах видит трагедию верующего человека. Поэтому одной из главных задач своей философии и философии будущего он видит в необходимости вытащить человека "из того болота, в которое он был погружен до сих пор". Этим болотом, по его мнению, является религия и спекулятивная гегелевская философия. В своем основном произведении "Сущность христианства" он приходит к выводу: в будущем человек, доросший до сознательного самосознания, уничтожит традиционную религию, поняв, что в религии является средством (например, добродетель для приобретения вечного блаженства) должно стать целью; то что в религии является второстепенным условием (например, любовь к ближнему для божеского к нему расположения) должно стать главным делом, причиной. Но для этого человек должен соединяться не с мифическим существом, а вполне реальным - другим человеком, ибо для человека нет более реального существа, чем он сам и другой человек; человек человеку - Бог. Поэтому, если говорить об истинной религии, то она должна основываться на реальной связи между "Я" и "Ты", а не "Я" и "Бог". В основе этой связи должны лежать такие нравственные чувства, как любовь, добро, уважение, сострадание, дружба и т. п. Иначе говоря, новая религия должна быть новой этикой, которая имеет вполне реальную основу - естественное стремление людей к счастью. Отсюда Фейербах формулирует свой нравственный категорический императив: по отношению к себе необходимо быть достаточно строгим ("стоиком"), по отношению к другим - мягким ("эпикурейцем"). Критерием же нравственных поступков человека служит одобрение их со стороны других.
Будущее общество, по мысли Фейербаха, должно строиться согласно его идеалам, т. е. в нем все должно осуществляться по справедливости, свободно - согласно интересам всех людей, с равным правом всех людей на счастье. Единственный путь достижения этого общества он видит в просвещении, в признании массами новой религии - морали. Такова во многом утопическая, но в основе своей глубоко гуманистическая теория великого мыслителя.
Для Маркса сущность человека надо видеть не в боге (как это происходит в религии и гегелевской философии) и не в природных (естественных) качествах человека (как у Фейербаха), а в обществе: какое общество - таков и человек. Но поскольку общество постоянно развивается (по мере совершенствования трудовой деятельности людей, форм собственности, семейных отношений, политических, правовых, идеологических и научно-технических структур, ослабление влияния на них религии), постольку развивается и сущность человека. Однако это развитие противоречиво, диалектично, оно есть процесс постепенной ликвидации отчуждения человека от своей "родовой" сущности, т. е. от многообразных форм деятельности и результатов этой деятельности. Этот процесс, как считает Маркс, трехступенчатый:
1 - (до появления индустриального общества) - "производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Здесь устанавливаются отношения "личной зависимости", при которых социальное отчуждение огромно и всесильно.
2 - (при капитализме) - господствует наемный труд и обеспечивается право личной свободы. Здесь социальное отчуждение наиболее наглядно воплощается в деньгах и в вещной зависимости.
3 - (при коммунизме) - человек превращается из подчиненного отчужденным результатом собственной деятельности в господина, властвующего над этими результатами, устанавливается "свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние". На этом этапе царство необходимости сменяется царством свободы. Таково будущее человечества, общества без отчуждения, без денег, без частной собственности, где свободное время для всестороннего развития каждой личности будет служить мерилом человечности.
С решительной критикой религии, прежде всего христианства, выступил Фридрих Ницше (1844-1900). В "Антихристианине", одном из главных произведений, он утверждает, что любая религия является религией слабых, смиренных, униженных, безвольных; она отрицает свободу мышления и действия, губит разум, догматична, заглушает появление естественных инстинктов. Для преодоления всего этого, препятствующего свободному развитию человеческого духа, одной пропаганды любви к ближнему (что предлагает Фейербах) или революционного преобразования общества (к чему призывал Маркс) для Ницше неприемлемо. Он предлагает на первый взгляд парадоксальный выход - возродить идеалы и ценности сильной, волевой личности, которые были широко распространены в эпоху античности и Возрождения. Настало время глобальной переоценки ценностей. "Что хорошо? - пишет он, - Все, отчего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество... Не мир - война; не добродетель, а доблесть... Пусть гибнут слабые и уродливые (речь идет о духовности верующих) - первая заповедь нашего человеколюбия". Для него высший тип человека - своего рода сверхчеловек, который только может преодолеть пороки религии и утвердить систему новых ценностей в будущем обществе. Однако уже в ближайшие десятилетия эти идеи были истолкованы нацизмом на свой лад, чего не мог предвидеть сам знаменитый философ. Например, идея "объявления войны слабым" легла в основу фашистской идеологии — о "естественном" праве порабощения "высшей" расой "низших", неполноценных народов.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет»
- Основы философии
- Содержание
- Предисловие
- Введение
- Раздел I. Введение в философию
- Занятие 1. Мировоззрение, его сущность и основные типы
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Понятие мировоззрения
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Мифология как форма мировоззрения
- 4. Религия как форма мировоззрения
- 5. Обыденное мировоззрение
- 6. Научное мировоззрение
- Вопросы для повторения
- Тематика рефератов
- 1. Происхождение философии
- 2. Философия в системе наук
- 3.Философия как наука
- 4. Предмет и объект философии
- 5. Функции философии
- 6. Структура философии
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 5. Выберите самое приемлемое сегодня определение философии:
- 6. Чем занимается онтология:
- Раздел II. История философии
- Занятие 3. Философия древнего востока
- Основные понятия и персоналии
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Особенности философии древнего мира
- 2. Становление философского сознания в Древней Индии
- 3. Специфика формирования философии в Древнем Китае
- Вопросы для повторения
- 1.Основные проблемы
- 2. Космоцентризм раннегреческих философов
- 3.Пифагорейская школа
- 4. Элейская школа
- 5.Философское учение Эмпедокла и Анаксагора
- 6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
- 7. Софисты и скептицизм
- 8. Нравственная революция Сократа
- 9. Философия Платона
- 10. Философия Аристотеля
- 11. Неоплатонизм
- Вопросы для повторения
- Занятие 5. Философия средних веков
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Становление средневековой философии
- 2. Гностицизм
- 3. Патристика. Августин Блаженный
- Основные принципы религиозной этики Августина:
- 4. Основные идеи византийской средневековой философии
- 5.Философские идеи развитого средневековья.
- 6. Арабская средневековая философия
- 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
- Вопросы для повторения
- Занятие 6. Философия нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Основные идеи философии Возрождения
- 2. Предпосылки философии Нового времени
- 3. Философия ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода
- 4. Рационалистическая концепция р. Декарта
- 5. Сенсуализм Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- 6. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
- Вопросы для повторения
- 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки
- 2. Теория познания (гносеология) и методология
- 3. Учение о человеке и обществе
- Вопросы для повторения
- Занятие 8. Русская философия
- Основные понятия
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1. Истоки русской философии
- 2. Славянофильство и западничество
- 3. Русская религиозная философия
- 4. Философия русского космизма
- 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
- 6. Значение русской философии
- Вопросы для повторения
- Занятие 9. Основные направления
- 1. Позитивизм
- 2. Постпозитивизм
- 3. Критический рационализм
- 4. Структурализм
- 5. Прагматизм
- 6. Неокантианство
- 7. Феноменология
- 8. Экзистенциализм
- 9. Персонализм
- 10. Фрейдизм и неофрейдизм
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- 1. Понятие бытия. Основные формы бытия
- 2. Проблема субстанции и материи в философии
- 3. Современная наука о строении и свойствах материи
- Вопросы для повторения
- 2. Движение и развитие
- 3. Пространство и время как философские категории
- 4. Время в философских концепциях
- 6. Синергетика. Системный подход
- Вопросы для повторения
- Темы рефератов и докладов
- 1. “Природа” как философская категория
- 2. Гипотезы о возникновении жизни на Земле
- 3. Особенности живой природы
- 4. Природа и общество
- 5. Концепции будущего земной жизни:
- Вопросы для повторения
- 1. Противоречия между обществом и природой
- 2. Попытки осмысления ситуации
- 3. Глобальные проблемы современности:
- Вопросы для повторения
- 2. Биопсихосоциальное своеобразие человека
- 3. Родовые признаки человека
- Вопросы для повторения
- 2. Психофизические проблемы сознания
- 3. Природа идеального
- 4. Эмоции, их формы и значение в психической деятельности
- 5. Воля. Структура волевого акта. Память
- 6.Сознание. Подсознание. Сверхсознание
- Вопросы для повторения
- 1. Понятия языка и речи. Функции речи
- 2. Образ и знак, значение и смысл
- 3. Разновидности речи в жизни людей
- 4. Язык науки
- 5. Речевое общение в медицине
- 6. Невербальная коммуникация и ее возможности. Параязык
- 1. Основные положения классического психоанализа
- 2. Продолжатели и реформаторы психоаналитической теории и практики
- 3. Структура психики.
- Психика индивида
- Свойства сознания и бессознательного
- Вопросы для повторения
- Занятие 18. Личность. Проблемы свободы и ответственности
- 1. Человек, индивид, индивидуальность, личность
- 2. Принцип индивидуализма и принцип холизма
- 3. Свобода и необходимость в бытии человека
- 4. Свобода и творчество
- 5. Проблема ответственности в философии и этике
- Вопросы для повторения
- Занятие 19. Основные концепции смысла жизни человека
- 2. Варианты понимания проблемы смысла жизни
- 3. Понятие цели и смысла, их связь и различие
- 4. Объективный, единый смысл жизни человека
- Вопросы для повторения
- 2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей
- 3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла
- Вопросы для повторения
- Занятие 21. Социально-философское учение об обществе
- Основные понятия
- Темы рефератов и докладов
- Основная литература
- Дополнительная литература
- 1.Понятие общества в философии и социологии
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Подсистемы общества и типы деятельности
- Занятие 22. Культура и цивилизация
- 1. Понятие культуры
- 2. Типология культур
- 3. Развитие культуры
- 4. Культура и цивилизация
- Вопросы для повторения
- Проверьте себя!
- Занятие 23. Познание
- 1. Гносеология — философская теория познания.
- 2. Субъект и объект познания, способы их формирования
- 3. Особенности и взаимосвязь
- 4. Направления познавательной деятельности
- 5. Сущность интуиции, условия и механизмы ее функционирования
- Вопросы для повторения
- 1. Философские уровни понимания истины
- 2. Основные концепции истины в философии
- 3. Аспекты истины
- 4. Критерии истины
- Вопросы для повторения
- 1. Наука, ее цели, предмет, основные функции.
- 2. Специфика научного познания, его уровни.
- 3. Функции научного знания
- 4. Основные формы научного знания.
- 5. Теория как высшая форма организации научного знания.
- Вопросы для повторения
- 1.Понятие метода научного познания.
- 2. Характеристика методов эмпирического уровня
- 3. Теоретические методы исследования
- 4. Общенаучные подходы.
- Вопросы для повторения
- 1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание
- 2. Отличительные черты и функции практического познания
- 3. Понятие паранауки
- 4. Вненаучное знание
- Вопросы для повторения